Ольга Пономарёва
Игры на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
КТО-ЧТО? КОГО-ЧЕГО?
Речь у ребёнка старшего дошкольного возраста считается достаточно сформированной, если он овладел всей системой родного языка: может говорить, излагать свои мысли связно, легко строит развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывает рассказы и сказки, легко воспроизводит многосложные слова, правильно произносит все звуки. Его словарный запас составляет 4-5 тысяч слов. На что же должны быть направлены занятия, если будущий школьник имеет хорошо развитую речь?
Публикация «Игры на логопедических занятиях» размещена в разделах
Русский язык имеет такое разнообразие падежных форм, такое разнообразие окончаний при согласован прилагательных и числительных в родах и падежах, что даже младшие школьники не всегда употребляют их правильно, а это неизбежно сказывается на письме и, соответственно, на успеваемости по русскому языку.
Сегодня мы предлагаем вам провести небольшое исследование, которое позволит вам оценить, насколько правильно ваш ребёнок употребляет окончания в словах разного рода и в разных падежах.
УПРАЖНЕНИЕ 1 «Котята»
Вы начинаете предложение, а ребёнок его заканчивает, отвечая на вопросы падежей.
У мамы-кошки родились шаловливые полосатые котята.
Именительный падеж. Предложите сосчитать котят, каждый раз добавляя к числительному оба прилагательных: один шаловливый полосатый котёнок, два шаловливых полосатых котёнка.
Родительный падеж. Как-то раз котята разыгрались и спрятались от мамы-кошки. Смотрит она вокруг – нет…кого? (шаловливых полосатых котят).
Дательный падеж. Когда котята подросли и пришло время становиться мышеловами, кошка стала приносить мышей своим…кому? (шаловливым полосатым котятам).
Винительный падеж. Кошка-мама очень любила своих…кого? (шаловливых полосатых котят).
Творительный падеж. Она часто играла…с кем? (шаловливыми полосатыми котятами).
Предложный падеж. И постоянно заботилась…о ком? (о шаловливых полосатых котятах).
УПРАЖНЕНИЕ 2 «Мячик»
На день рождения Толику родители подарили большой разноцветный мяч.
Именительный падеж. Мальчику очень понравился…что? (большой разноцветный мяч).
Родительный падеж. А у друга Вити не было такого…чего? (большого разноцветного мяча).
Дательный падеж. Один раз, когда Толик играл во дворе, Витя подошёл…к чему? (к большому разноцветному мячу).
Винительный падеж. Витя сказал Толику: «Какой у тебя замечательный…что? (большой разноцветный мяч)».
Творительный падеж. Толик улыбнулся и предложил: «Давай вместе играть… с чем? (с большим разноцветным мячом)».
Предложный падеж. Вот какая история…о чём? (о большом разноцветном мяче).
УПРАЖНЕНИЕ №3 «Яблоко»
Осенью на яблоне созрели румяные яблоки. Но одно было самое спелое и румяное.
Именительный падеж. На ветке висело…что? (спелое румяное яблоко).
Винительный падеж. Увидела ворона…что? (спелое румяное яблоко).
Творительный падеж. Захотелось ей полакомиться…чем? (спелым румяным яблоком).
Дательный падеж. Подлетела она…к чему? (к спелому румяному яблоку).
Родительный падеж. Хвать! И не стало на ветке…чего? (спелого румяного яблока).
Предложнный падеж. Но не надо жалеть…о чём? (о спелом румяном яблоке).
Пусть лакомится им ворона!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!