Инна Ненашева
Игры — главные помощники в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Публикация «Игры — главные помощники в работе логопеда» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
Вспомните, как загораются глаза у малыша, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «а сейчас мы поиграем в одну интересную игру!» Не нужно быть тонким психологом, чтобы понять какое важное место занимает игра в жизни каждого ребенка. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Если вы смотрели хотя бы одну передачу о животных, вы не могли не заметить, что все детеныши постоянно играют. Эта игра имеет для них жизненно-важное значение: так они познают мир, учатся добывать корм и выживать.
В данной работе были отражены основные игровые методы коррекции речевых нарушений у детей.
Здесь представлена маленькая часть игр, в которые мы играем на занятиях.
Игры – мои главные помощники в работе с Детьми!
Занятия логопеда, благодаря им, дети очень любят!
Материал, содержащийся в занятии, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; формирует процесс социальной адаптации у детей.
Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом.
I. Организационный момент
1. Психогимнастика.
– Ваша спина говорит: «Я молодая, прямая»
– Ваши плечи говорят: «Мы развернулись, распрямились».
– Ваше лицо говорит: «У меня хорошее настроение!»
2. Сообщение темы занятия.
– Сегодня на занятии мы будем стараться правильно произносить слова, словосочетания, предложения, учиться говорить правильно и красиво, делать артикуляционную гимнастику и многое другое.
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая гимнастика преследует следующие цели:
1. развитие общей моторики и артикуляционного праксиса;
2. уточнение артикуляции подготовленных звуков;
3. закрепление поставленных звуков.
Артикуляционную гимнастику можно разделить на:
•Упражнения для нижней челюсти
•Упражнения для щёк
•Упражнения для губ
•Упражнения для языка
•Упражнения для мягкого нёба.
Существующая гимнастика для губ станет ребёнку интереснее, если каждое упражнение будет сопровождаться весёлыми стишками, предложенными З. А. Репиной и В. И. Буйко.
«Лягушки улыбаются» («Улыбка»)
Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
«Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы —
Посчитаем наши зубы.
Почистили зубы
Цель: активизация мышц языка.
Описание игры : дети сидят на стульях лицом к педагогу. Показывая картинку он говорит: «Посмотрите, как мальчик чистит зубы. Мы сейчас с вами тоже почистим зубы, только не щеткой, а языком. Посмотрите, как чищу зубы я. (Чистит верхние зубы с внутренней стороны). А теперь все почистим верхние зубы, чтобы они были еще чище. Вот какие чистые зубы стали у всех детей».
Педагог вызывает по очереди детей, они показывают, как умеют чистить языком зубы. «Чистить зубы языком надо при открытом рте. Следите, чтобы язык скользил по внутренней стороне верхних резцов вправо и влево нижняя челюсть и губы были неподвижны. Губы в улыбке, зубы видны», - говорит педагог.
Лошадка
Цель: активизация кончика языка.
Описание игры : Дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога «Поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «Стоп» лошадки останавливаются. Педагог говорит: «а теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами». Логопед берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.
Надо следить, чтобы дети щелкали кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка нужно поднимать прямо, не поворачивая. Если у ребенка не получается прищелкивание, то можно с ним выполнить следующее упражнение: положить на кончик языка ириску и попросить присосать ее к небу.
«Лошадка»
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Игры на развитие слухового внимания и фонематического восприятия:
Большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие.
Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р,
Угадай слово по первым звукам названий картинок.
ЦЕЛЬ Упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Игра «Будь внимателен!»
Педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
Игра «Парные карточки»
Игры данного пособия предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Игровой материал представлен в виде парных карточек, изображающих предметы в единственном и во множественном числе. Все слова - названия этих картинок - содержат звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Автоматизация и дифференциация звуков может также проводиться с использованием специального игрового поля - "Звуковой дорожки".
Параллельно с коррекцией звукопроизношения игры помогут расширить словарный запас детей, развить навыки словообразования и связной речи. Игры могут быть использованы как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Автоматизация звука - самый длительный, трудоемкий этап в работе над звукопроизношением. Он предполагает ежедневные продолжительные тренировки, многократное повторение большого объема речевого материала, что является утомительным для ребенка. Для достижения лучших результатов необходимо разнообразить виды работы, используемые на этом этапе. Мы предлагаем варианты заданий на автоматизацию звуков. Для проведения предложенных игр можно использовать классический картинный материал или оригинальные пособия со съемным картинным материалом для работы на доске с ковровым покрытием.
Игра “Проложи маршрут”
ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [р]. Совершенствование фонематического восприятия. Развитие ориентировки на плоскости.
Ребенку предлагается карточка. Его задача провести героя по дорожке, которая будет состоять из картинок в названии которых есть требуемый звук. Ребенок выполняет задание молча (В данном случае логопед называет слова, а ребенок закрывает картинки в которых он не услышал требуемый звук) или с проговариванием данных слов самим ребенком.
Речевое дыхание
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.
В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр.
Фокус
Цель: активизация кончика языка. Подготовка к произнесению буквы ш
Описание игры : Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать. Для игры-соревнования вызываются два ребенка. Выигрывает тот, кто верно выполнит все условия игры и у кого ватка взлетит выше.
Пальчиковая гимнастика
В своей работе логопеда я постаралась учитывать то обстоятельство, что подавляющее большинство детей с нарушением звукопроизношения бывают двигательно-неловкими, а мелкая моторика пальцев рук у них развита слабо.
Развитие тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной стороны речи.
Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.