Получи документы

Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения

Анастасия
Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств, среди которых:

- замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

- за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

- без труда ассоциировать отдаленные понятия;

- стремление познавать;

- применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

Публикация «Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения» размещена в разделах

- целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

- самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

- образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное (творческое) мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей.

Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами.

Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда ребенок полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес, список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.

Чудесный лес

Цель: развитие творческих способностей.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления : большие листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами; карандаши.

Описание игры : детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки.

Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе.

Так же можно играть в «Чудесный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т. д.

Комментарий: роль взрослого в этой игре заключается, в основном, в ее организации и подготовке необходимых материалов.

Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты-заготовки в виде животных, цветов, насекомых и т. д. (которые можно изготовить самим или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовки-рисунки в виде различных линий на листе бумаги.

На что похожа фигурка? (И. Барташникова, А. Барташников)

Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления : изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов.

Описание игры : ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, что бы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах.

Комментарий: начать игру взрослый может с демонстрации, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет.

Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет версий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изображение под другим углом, повертеть картинку в руках, Закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху – то бублик.

Поощряются все версии, причем особенно нужно отметить оригинальные.

Задание можно усложнить, предложив совершенно абстрактные рисунки, на которых, даже по вашему мнению, невозможно увидеть что-то определенное. Если ребенок сможет увидеть на них предметы, это свидетельствует о высокой степени развития творческого воображения.

Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предложит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено.

В конце игры нужно обязательно спросить ребенка, какой предмет показался ему самым интересным и почему.

Волшебные кляксы

Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления : изображения клякс.

Описание игры : ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.

Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми – по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.

Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно следить, чтобы версии были правдоподобными и действительно имели сходство с называемыми предметами. Когда все выскажутся, нужно попросить детей выбрать самую оригинальную идею и объяснить, почему они так считают.

Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версий или предложивший самую интересную версию.

При ответе замечайте, какие образы возникают у детей: целостные или основанные на какой-то одной детали, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет – подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще.

Сочиним историю

Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.

Возраст: старше 5-ти лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры : взрослый начинает историю: «Жили-были.» – далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.

Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу).», «За тридевять морей.» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д.

В конце игры ведущий целиком пересказывает получившуюся историю.

Подарки

Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры : дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему.

Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ.

Пользоваться словами может только взрослый.

Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.

Угадай-ка

Цель: развитие воображения.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: один или больше.

Необходимые приспособления : мелкие материалы различной формы, размера и фактуры: зерна, семена, бусинки, камешки и т. д., белый лист бумаги.

Описание игры : 10-12 различных предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже.

Комментарий: дети могут начать просто фантазировать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т. е. если ребенок говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т. д.

На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем лучше.

Что бывает?

Цель: развитие речи и мышления.

Возраст: любой.

Количество играющих: два или больше.

Описание игры : ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком.

Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д.

Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д.

Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.

Что потом?

Цель: развитие творческого мышления.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Описание игры : ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как.

Папа поймал большую рыбу.

После этого:

— Пруд стал мелкой лужей.

— Рыба перекусила леску и уплыла.

— Семья целый год ела рыбу.

— Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще, и т. д.

Белоснежка кормила голубей.

Папа Карло стругал полено.

Аннушка пролила масло.

Воробьишка выпал из гнезда.

Бабушка испекла пирожки.

Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.

Пуговичная поляна

Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления.

Возраст: 3-9 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления : пуговицы всевозможных форм и размеров.

Описание игры : ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано».

Комментарий: чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их на палитрах с пластилином.

Игра может стать основой для придумывания сказок.

Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картинку или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения застенчивых детей в процесс общения.

Вопросы

Цель: развитие творческого мышления, воображения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Описание игры : ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными.

Например: писатель – сорока.

Почему писатель пишет о сороке?

Что делает сорока на окне у писателя?

Какие новости принесла писателю сорока?

Зачем это писатель сидит на ветке, как сорока?

1. Озеро – мысль.

2. Лампа – компьютер.

3. Шофер – тропинка.

4. Магнитофон – травинка.

5. Улица – пылесос.

Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, необъединимое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые.

Найди причину

Цель: развитие творческого мышления.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один и более.

Описание игры : ребенку предлагается придумать, каким образом могли быть связаны названные события.

Например:

Одна рыбка гонялась за другой. – Маша спала.

Возможные причины:

– Маша не покормила рыбок, потому что спала, и голодные рыбы гонялись друг за другом.

– Пока Маша спала, в ее аквариум посадили хищную рыбу, которая стала гоняться за более миролюбивыми.

– Маша долго смотрела за тем, как гоняются рыбы друг за другом, устала и уснула.

Оля пошла в подвал за картошкой. – Мама уколола палец.

Школа была закрыта. – У Васи закончилась красная краска.

Гоша разбил чашку. – В зоопарке родились тигрята.

Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись. Когда они с легкостью станут выполнять правила игры, можно предложить им самим придумывать события.

Дополни фигуру

Цель: развитие творческих способностей, воображения.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления : карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши.

Описание игры : ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки, ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д.

Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.

Два предмета

Цель: развитие мышления, воображения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления : карточки с написанными на них тремя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).

Описание игры : детям предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака: чистый, прозрачный, голубой – небо, хрусталь.

1. Сладкий, легкий, приятный.

2. Сильный, добрый, умный.

3. Звонкий, радостный, громкий.

4. Светлый, блестящий, ранний.

5. Бодрый, веселый, энергичный.

Комментарий: групповая игра развивает у детей умение быстро перестраивать ход своих мыслей и находить другой вариант ответа. Кроме того, можно ввести ограничения на выкрики и ответы вне очереди, что будет способствовать развитию выдержки и терпения.

Три предмета

Цель: развитие мышления, воображения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления : карточки с написанными на них двумя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).

Описание игры : детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой — небо, вода, хрусталь.

1. Теплый, пушистый.

2. Сладкий, мягкий.

3. Зеленый, ароматный.

4. Звонкий, веселый.

5. Черный, мрачный.

Комментарий: детям обычно трудно сразу включиться в игру и назвать три предмета. Поэтому в начале можно немного изменить правила и предлагать детям называть по одному предмету, подходящему к названным признакам.

Дом из зерна

Цель: развитие творческого воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Возраст: 3-9 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления : различные зерна и семена.

Описание игры : ребенок должен из семян выложить:

– дом, солнце, цветы;

– украсить полянку перед домом разными геометрическими фигурами, буквами, цифрами и т. д. ;

– выложить из зерна дорожку домой.

Комментарий: если в игре участвуют несколько детей, процесс выкладывания может превратиться в увлекательное сочинение сказки на фоне создания общей картины.

Дорисуй фигурку (И. Томашпольская)

Цель: развитие фантазии, мелкой моторики.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления : бумага, карандаши, образцы с элементами рисунков (кружочками, черточками и т. д.).

Описание игры : детей вводят в игровую ситуацию: клоун собрался прийти к нам в гости, в качестве подарка он хотел принести рисунок, но не успел его дорисовать. Нужно помочь клоуну дорисовать фигурку.

Комментарий: заготовки могут быть сделаны на каждого ребенка. Но можно предложить участникам один большой лист для всех игроков. Это будет интересно, а также поставит детей перед необходимостью рисовать вместе и договариваться между собой.

Сложи сказку (И. Климина)

Цель: развитие воображения, мышления.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-7 человек.

Необходимые приспособления : рисунки-иллюстрации к сказкам.

Описание игры :

1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.

2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

Комментарий: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления!Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! Дидактическое пособие "Кубики историй" - тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! "Креативность можно тренировать,.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения
Опубликовано: 23 мая 2023 в 13:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД