Потапова Елена Сергеевна
Игры и упражнения с конструктором Тико «Звуки» в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Набор «Звуки» конструктора ТИКО-это учебно- дидактическое пособие, которое предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми с различными речевыми нарушениями. Это пособие эффективно решает задачи по формированию произносительных возможностей и создает артикуляционную базу, которая обеспечивает наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Публикация «Игры и упражнения с конструктором Тико „Звуки“ в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Тико-конструктор
- Темочки
Успешная коррекционная – логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.
К общепедагогическим условиям относятся:
• комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие;
• степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности;
• взаимосвязь в работе учителя-логопеда, музыкального работника, воспитателей группы, и родителей;
• систематичность проведения коррекционно – развивающей работы;
• подчиненность заданий теме и целям занятия;
• разнообразие организационных и методических приемов работы;
• дозирование речевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого – педагогических особенностей ребенка.
Специальными коррекционными условиями являются :
• системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции;
• патогенетический обоснованный выбор коррекционных приемов;
• осуществление дифференцированного подхода в преодолении нарушений звукопроизношения при различных формах легкой степени дизартрии;
• опора на сохранные анализаторы при вызывании звуков;
• учет контекстуальных влияний при выборе лингвистического материала для закрепления навыков правильного произношения;
• коммуникативная направленность обучения;
• обязательная реализация следующих направлений коррекционно-логопедической работы на подготовительном этапе;
• развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания;
• нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры;
• формирование кинестетической и кинетической основы артикуляционных движений.
Мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Кроме того, по данным исследований Людмилы Владимировны Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляционных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствуют сохранению звукопроизносительных дефектов речи. Поэтому в коррекционной работе логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи. Наглядные средства, такие как набор конструктора ТИКО «Звуки», «Логопедический набор №2» - «Буквы», «Грамматика», позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в создании ребенка «Физиологический образ звука».
Важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад при произношении звуков, умели рассказывать и показывать в каком положении находятся губы, зубы, кончик и боковые края языка, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи.
Использование рисунков – символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и «подстраивать» свою артикуляцию до получения нормированного звука. А личностная включенность ребенка в коррекционный процесс благодаря увлекательной конструкторской деятельности и степень осознанности выполняемых действий в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.
Применение в логопедической работе конструктора ТИКО актуально при всех формах дислалии, а особенно – при стертой форме дизартрии. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических (моторных) операций. Поэтому важнейшим направлением коррекционно – логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям с максимальным подключение всех анализаторов:
Формирование кинестетической основы движения;
Формирование кинетической основы движения.
Работа по развитию артикуляционного праксиса начинается с уточнения названий артикуляционных органов и их частей, формируется ощущение кончика, спинки, корня языка, его боковых краев. Для этого используется зрительный показ, тактильная стимуляция шпателем, опора на вкусовые ощущения.
Рекомендуется использовать известные в логопедической практике приемы:
• определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпателем и др. ;
• воспроизведение артикуляционной позиции сохранных звуков;
• удерживание артикуляционной позы сохранных звуков;
• словесное описание артикуляционного уклада заданного звука;
• показ отдельных элементов артикуляции на схеме, муляже и др. ;
• учет разнообразных осязательных ощущений;
• прием соотнесения частей артикуляции с какими-либо предметами.
Одновременно идет знакомство детей с условными обозначениями основных моментов артикуляции.
Так при определении положение губ (вытянутых рупором или растянутых в улыбке, кончик языка (поднят или опущен, наличие «желобка» посредине языка при произнесении звука «и», предъявляется соответствующий рисунок-символ.
Необходим учёт разнообразных осязательных ощущений (прежде всего, тактильно-вибрационных и температурных). Например, ощущение рукой вибрации в области гортани, темени и других органов при произнесении звонких согласных; ощущение пальцами положения вытянутых губ (например при «у»); длительность и плавность выдыхаемой воздушной струи при произнесении щелевых звуков (ф, в, х и других); краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных («п», «б», «т», «д», «к», «г» и др. ; ощущение узкой («с», «з», «ф» и др.) широкой струи воздуха («т», «к» и др.). Важны температурные ощущения «с», «з», «ф»- прохладная струя, «ш», «ж», «х», «п»-теплая. Для полноты ощущений дошкольникам предлагают приблизить ко рту кисть руки.
Детей спрашивают:
«До каких зубов дотронулся язык: верхних или нижних?»
«Какой получился ветерок: холодный или тёплый?»
«Определи место образования преграды.»
«Покажи «Заборчик» на схеме- помощнице и др.
Дети отвечают и показывают определенный рисунок.
При формировании звукопроизношения важно использовать зрительный показ, Логопед демонстрирует артикуляцию звуков, обращая внимание ребенка на положение и движения артикуляционных органов, использует показ артикуляционных муляжей, сопровождаемый анализом артикуляции звуков, демонстрирует разнообразные артикуляционные схемы, «полные» и «частичные» профили артикуляций, показ руками логопеда. А затем и ребёнка, частей артикуляций. Например, рука ладонью вниз с согнутым пальцами- «горка» («мостик») символизирует положение языка у нижних резцов. Ладони, сложены ковшиком, обозначает подъем языка за верхние резцы при артикуляции звуков. Внимание детей фиксируется на тактильно-вибрационных ощущениях в момент произнесения звуков.
Пример варианта работы по созданию четкого артикуляционного образа звука «с» :
1. Работа над формированием артикуляционного образа звука начинается с уточнения понятий: «кончик, спинка, корень языка», «нижние, верхние резцы», «преграда».
2. Логопед показывает артикуляционный уклад звука «с», произносит звук. Предъявляет карточку-символ «насос».
Педагог обращает внимание ребенка на наличие преград (зубы) при произнесении звука, делается вывод, что «с»-согласный звук.
3. Сравнивается «с» с неречевыми звуками (используются картинки)-тихонько льется водичка из крана; посвистывание холодного ветерка, насос накачивает шину велосипеда.
4. Ведется работа с условными знаками-символами. Логопед еще раз произносит звук. Ребёнок уточняет положение губ при произнесении звука, находит соответствующую карточку-символ «Улыбка».
5. Определяется положение языка. Логопед демонстрирует ладонь, сложенную горочкой (мостиком, что обозначает упор языка в нижние зубы при артикуляции звука.
Ребенок находит карточку со стрелкой, направленной вниз, символизирующей положение языка у нижних резцов.
Отмечается, что посредине языка находится «желобок2, по которому и дует ветерок. Ребенок выбирает символ.
6. Для определения характера выдыхаемой струи ребенок подносит тыльную сторону ладони к губам логопеда, а затем и к своим. Так как выдыхаемая воздушная струя холодная выбирается символ –«снежинка».
Символ-«широкая стрелочка» появляется, т. к. выдыхаемая воздушная струя сильная и длительная
7. Логопед объясняет, что при образовании некоторых звуков голосовые складки не работают-голоса нет (голосок «спит», значит звук глухой. Предъявляется условное обозначение.
Если голосовые складки вибрируют (работают, то голосок «просыпается» и возникает звук.
Работу голосовых складок определяют, прикладывание руки к гортани. Так ребенок приходит к выводу, звук «с»-глухой.
8. Ребенок с опорой на заполненную схему звука даёт полную артикуляционную характеристику звука «с».
9. Логопед предлагает ребенку дать словесное описание артикуляции изучаемого звука и самостоятельно выложить его схему, используя условные обозначения.
Например: «Звук С. Губы-растянуты в «Улыбку». Зубы-«Заборчиком». Язык упирается в нижние зубы. Посредине языка-«Желобок». Дует сильный, холодный ветерок. Голосовой моторчик не работает».
В процессе коррекционно-педагогической работы у ребенка формируется умение давать словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука. Составленную на основе набора «Звуки».
На этапе автоматизации подбор лингвистического материала с учетом фонетически оптимальной позиции звука в слогах и словах также способствует формированию кинестетического и кинетического праксиса. Использование набора «Звуки» при введении вновь сформированного звука в различные типы слогов (в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах с стечением согласных, позволяет фиксировать внимание ребёнка на приёмах самоконтроля за артикуляцией звука.
Таким образом, работа с набором ТИКО «Звуки» помогает сформировать осознанные представления детей о положении органов артикуляции при произнесении звуков, выработать тактильные и кинестетические ощущения, развивать речеслуховое внимание и память.