Ольга Максимова
Рекомендации родителям «Игры и упражнения на развитие общей моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения на развитие общей моторики :
Чем раньше начата работа с ребенком по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.
*Упражнения направленные на регуляцию мышечного тонуса. Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
Публикация «Рекомендации родителям „Игры и упражнения на развитие общей моторики“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
“Лодочка”. Ребенок ложиться на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.
Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течении минуты ноги бегут, сильна топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.
*Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и рецепторосенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
“Бревнышко”. Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
“Колобок”. лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. в таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.
Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).
Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.
“Гусята”. Отрабатывается “гусиный” шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево).
Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.
Игры, развивающие координацию движений:
1. «Идем по мосточку»
Цель: обучение ребенка правильной ходьбе, умению ориентироваться на местности.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры:
На полу или площадке проводится линия. Ребенок идет по прямой линии сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрослый приговаривает:
Через мост перейти надо нам ребята.
В дальний лес мы пойдем,
Там грибы-маслята.
Когда ребенок освоит это упражнение, добавляют ходьбу зигзагом (между кубиками).
2. «Перешагни через веревочку»
Цель: развитие координации движений, ловкости, формирование правильной осанки, навыка преодоления препятствий.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры:
Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола. Ребенок сидит на скамеечке на расстоянии до 5 м от веревочки.
По просьбе взрослого ребенок идет и перешагивает через веревочку.
Взрослый контролирует осанку и смыкание губ (спина должна быть прямая, рот закрыт, следит за тем, чтобы упражнение выполнялось четко и красиво.
3. «Все выше и выше»
Цель: развитие мышц и конечностей, ловкости, координации движений.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры:
С помощью взрослого ребенок поднимается по лестнице-стремянке или спортивной стенке. На верхней ступеньке висит яркая игрушка. Взрослый при этом приговаривает: «Лезет, лезет мишка, вот и влез высоко!» Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз. Взрослый страхует ребенка, при необходимости помогает ему.
4. «Маленькие ножки бежали по дорожке»
Цель: формирование правильной осанки, развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создавать образ быстрого и легкого, медленного и тяжелого движения). Развития у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры:
Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок «бежит», а взрослый приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно:
Большие ноги шли по дороге.
большие ноги шли по дороге.
Припевка повторяется несколько раз.
Ребенок в соответствии во словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрого и легкого, то медленного и тяжелого движения.
5. «Догони мяч»
Цель: развитие ловкости, инициативы, дисциплинированности, терпения, тренировка зрения и слуха.
Форма: проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры:
Дети сидят рядом со взрослым, который держит корзину с мячами. Взрослый бросает мячи из корзины подальше от ребят. После его команды: “Догони мяч!” - дети бегут за мячами, подбирают их и снова кладут в корзину. Так собирают все мячи. В то время, когда дети собирают мячи, взрослый ритмично читает стихотворение:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда умчался вскачь?
Синий, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
6. «Воробушки»
Цель: формирование умения подпрыгивать, улучшение координации движений, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Ход игры:
Ребенок-”воробушек”сидит на стульчике “в гнездышке”. Взрослый говорит:
В гнезде воробушки живут
И дружно песенку поют.
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!
Так весело поют.
Во время пения ребенок встает со стульчика, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый держит ребенка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, взрослый держит ребенка за руки и прыгает вместе с ним
7. «Допрыгни до.»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, формирование правильной осанки.
Форма проведения индивидуальная.
Материал: любая яркая игрушка.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку подпрыгнуть и достать игрушку, которую взрослый держит ее на небольшом расстоянии.
8. «Собираем шарики»
Цель: развитие элементарных навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном положении, укрепление мышц туловища, развитие умения правильно различать цвет и форму предметов.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: цветные шарики разных цветов и размеров.
Ход игры:
Взрослый высыпает на пол цветные шарики или мячики и просит ребенка собрать их, принести и положить в ящик. Чтобы усложнить игру, можно поставить перед рассыпанными шариками несколько преград (например, стульчики, скамейку, которые ребенок должен преодолеть, а затем собрать шарики. Можно попросить ребенка собрать только красные или зелены, или только маленькие шарики и т. д.
9. «Дорожка препятствий»
Цель: тренировка разносторонней координации движений, развитие навыков ходьбе, ползании, переступании. Тренировка самостоятельности.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры:
В начале дорожки взрослый укрепляет веревку в горизонтальном положении низко над землей, затем ставит стул, низкий стол, кладет несколько больших кубиков и т. д. в конце дорожки кладут игрушку, интересную для ребенка. Ребенок должен преодолеть препятствия, установленные на пути к игрушке, перелезая, переползая, подлезая, переступая через них.
10. «Кидаем мячики»
Цель: приобретение навыка бросания мяча, развитие ловкости, координации движений, умения различать цвета и величину предметов.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: маленькие и средние мячики разных цветов.
Ход игры:
На полу лежат разные мячики, ребенок и взрослый стоят рядом. Взрослый показывает, как надо кидать вдаль средние мячи обеими руками, а маленькие мячи – одной рукой (то правой, то левой).
Взрослый называет цвет и размер мячей. ребенок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает взрослый.
11. «Все дольше и выше»
Цель: развитие ловкости, умения ловить мяч.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры:
Ребенок сидит. Взрослый, отходя от ребенка, бросает ему мяч и приговаривает: “Бросим дальше, бросим выше”. Ребенок ловит мяч. Игру можно проводить дома и на улице.