Татьяна Казакова
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Уже с десяти месячного возраста активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с достаточной амплитудой. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики, камешки, мелкие бусины. Нужно вовлекать в движения все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина. Заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, спички. Хорошую тренировку движений для пальцев дают игры - потешки, пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретения навыков письма. Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений. Игры на нанизывание. С их помощью у ребёнка развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами; собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, ребёнок приучается контролировать движения рук зрением. Обогащается сенсорный опыт ребёнка. Посредством осязания, мышечного чувства он начинает различать: форму, величину, качество предметов. Игры на нанизывание воспитывают сосредаточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься одним делом. Развивается устойчивость внимания, целеустремлённость. Игры с пластилином. Прежде чем дать ребёнку материал для лепки (глину или пластилин,познакомьте его со свойствами материала, с которым он будет работать. Покажите, как можно работать с материалом: разминать его, ощупывать, раскатывать на столе, между ладонями, скатывать шарики, соединять детали, размазывать. Работу с пластилином можно сопровождать чтением стихотворений, потешек, небольших сказок. Например: можно лепить шарик и рассказывать сказку "Колобок". Игры с бумагой. Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными могли слаженно и дружно выполнять поставленные задачи,проводите игры с бумагой : складывать бумагу гармошкой, мозаика из рваной бумаги, элементы аригами. Игры на выкладывание. Проводя игры на выкладывание реализуем следующие цели: развиваем щипковый захват, указательным и большим пальцами; совершенствуем движение "глаз-рука"; развиваем воображение; обогащаем словарный запас; совершенствуем зрительное восприятие. Выкладывать можно: семена на основе из пластилина, счётные палочки, различные мозаики. Так же с ребёнком можно рисовать карандашами, фломастерами, красками. Красками лучше рисовать пальчиками или ладошкой. Так же рисовать по крупе (насыпать рис, гречку, муку, манку и т. д. на поднос)и рисовать всеми пальчиками по очереди. В старшем дошкольном возрасте для успешного овладения письмом проводить с детьми упражнения на развитие графомотрных навыков. Упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительное восприятие. Это могут быть: раскраски, работа с трафаретами, шаблонами, различные виды штриховки, соединять по точкам и т. д.