Яблонская Людмила Александровна
Игры и упражнения по развитию высших психических функций для детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 «Беломорочка» г. Северодвинск (Архангельская область)
Игры и упражнения на развитие высших психических функций для детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению
Автор:
Яблонская Л. А.
Педагог – психолог
Актуальность:
Публикация «Игры и упражнения по развитию высших психических функций для детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время основной проблемой у детей дошкольного возраста является недостаточная сформированность отдельных психических функций, изменяющая ход нормального развития. По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребёнка, страдает раннее моторное развитие ребёнка, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений. В связи с этим все больше расходятся во времени и пространстве развития возрастные показатели уровня актуального развития и имеющиеся в настоящее время социально-психологические требования к ребёнку. Таким образом, в дошкольном возрасте не формируются необходимые психологические предпосылки к школьному обучению. В младшем школьном возрасте это приводит к трудностям в освоении ребёнком базового школьного компонента (чтение, письмо, математические операции, гиперактивному поведению, нарушениям умственной работоспособности, мотивационно-личностной дезадаптации в целом.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 6 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Дети с нарушением зрения обладают рядом особенностей:
Испытывают трудности при зрительном восприятии предмета, так как зрительное восприятие искажено;
Испытывают трудности при запоминании зрительной информации (нарушена зрительная память);
Детям сложно сосредоточиться на предмете, при косоглазии трудно сфокусировать взгляд на предмете;
Испытывают трудности при ориентировке в макро и микропространстве;
Нарушена зрительно-моторная координация.
Данные игры и упражнения имеют многофункциональное значение и коррекционную направленность, помогают не только развивать психические процессы, но и актуализировать полученные знания и корректировать недостатки зрения.
Цель: развитие познавательных процессов и интеллектуальных возможностей детей среднего дошкольного возраста ОВЗ с нарушениями
Задачи:
Расширять словарный запас.
Развивать зрительную, слухоречевую память, произвольное внимание.
Развивать умение логически мыслить и устанавливать причинно следственные связи.
Развивать мелкую моторику.
Формировать навыки общения в совместной деятельности.
«Игры со шляпами»
Цель игры : Развитие познавательных процессов. Восприятие цвета, формы. Актуализация знаний плоскостных и объемных фигур.
Содержание игры :
Дети сидят на ковре полукругом. Педагог показывает волшебный мешочек, в котором находятся объемные и плоскостные фигуры (шар, куб, цилиндр, треугольник, квадрат). Дети по очереди ощупывают фигуры в мешочке, называют их и достают. Затем все фигуры рассматриваются (обращается внимание на размер, цвет, количество). Далее педагог загадывает детям загадку о шляпе и достает пять шляп разного цвета (красного, синего, желтого, оранжевого, зеленого) по количеству фигур, предлагает детям поиграть со шляпами в прятки. Затем под каждую шляпу педагог прячет одну из фигур с установкой на запоминание.
«Разноцветные колечки»
Цель игры : Развитие мелкой моторики, координации движения, закрепление названия цветов, запоминание названий пальцев, умение выполнять задание по образцу.
Содержание игры : Дети сидят за столами, на которых приготовлены разноцветные резиночки и карточки - образцы (пальчики с изображением цветных резиночек). Педагог предлагает поиграть с пальчиками и проводит пальчиковую гимнастику.
Мой мизинчик где ты был?
С безымянным щи варил,
А со средним кашу ел,
С указательным запел,
А большой меня встречал
И конфетой угощал.
Далее педагог предлагает украсить детям свои пальчики разноцветными резиночками. Дети выполняют задание пошаговой инструкции взрослого: мизинчик - желтым, безымянный -синим, средний - зеленым, указательный – оранжевым, а большой красным. Затем педагог усложняет задание и дети работают с образцами: «Укрась пальчики резиночками по образцу» (у каждого ребенка свой образец).
Физкультминутка: «Порядок-беспорядок»
Цель игры : Развивать зрительное внимание, память, координацию движения.
Содержание игры :
Детям раздаются флажки разного цвета (по два флажка) и педагог показывает три упражнения. Дается инструкция на запоминание последнего. На слово «беспорядок» дети маршируют по группе (без флажков). На слово «порядок» возвращаются на свои места и с флажками того же цвета какой у них был показывают последнее упражнение (можно повторить упражнение несколько раз, меняя инструкцию: какое упражнение по счету надо запомнить).
«Домики для игрушек»
Цель игры : Ориентировка в микропространстве, подготовка руки к работе в тетради в клетку, развитие мелкой моторики.
Содержание игры :
Дети сидят за столами. У каждого ребенка на листе нарисованы четыре игрушки: неваляшка, машинка, елочка, мячик. На доске тоже нарисованы такие игрушки. Детям предлагается для каждой игрушки нарисовать свой домик. Далее педагог объясняет и показывает на доске движение линий: вправо, вверх, вправо, вниз, вверх, вправо (озвучивая направления). Теперь у каждой игрушки свой домик. Неваляшка стоит над линией, а машинка под линией. Какие еще игрушки стоят над линией? Под линией? (ответы детей). Далее дети рисуют за столами домики для данных игрушек.
После данной игры педагог приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить какие фигуры спрятаны под шляпами
Также дети вспоминают для каких игрушек они рисовали домики (количество игрушек, их последовательность)
Затем дети возвращаются к столам, где лежат цветные резиночки. Педагог предлагает вспомнить каждому ребенку свою картинку и надеть резиночки на на нужные пальчики.