Наталья Асланова
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и знакомство дошкольников с темой «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
В семье взрослые понимают ребенка с полуслова. И даже если он имеет речевые недостатки, это отнюдь не усложняет его общение с родными. Однако посторонние люди часто не понимают искаженные, неправильно произнесенные им слова. Если вы заметили, что сверстники вашего малыша насмехаются над его речью, попробуйте объективно оценить ситуацию. Не забывайте: ребенок после смеха может постепенно уединяться, а это все больше будет задерживать его речевое развитие и негативно влиять на характер. Он может стать раздражительным, замкнутым, плаксивым. Поэтому крайне важно своевременно помочь ему преодолеть речевой недостаток.
Публикация «Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и знакомство дошкольников с темой „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Удовлетворять любознательность малыша, побуждать его активно узнавать окружающую среду, овладевать способами установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями помогает игра. Ведь формирование речи, сочетаясь с развитием других психических процессов, с развертыванием игровой деятельности, обеспечивает гармоничное становление полноценной личности. Речевая игра при умелом руководстве ею со стороны взрослых способна творить чудеса: ленивого сделает трудолюбивым, «незнайку» - «знайкой», неумелого – мастером волшебной палочки, игра может изменить отношение к тому, что порой кажется скучным и неинтересным.
Предлагаю игры с речевыми заданиями. Их могут использовать для занятий с детьми как родители, так и педагоги массовых и других специальных дошкольных учреждений. Дыхательные упражнения являются важной составляющей комплексного лечения детей с бронхолегочными заболеваниями и заиканием. Также эти игры хорошо подходят как экспериментирования при знакомстве детей с темой "Воздух вокруг нас".
Для улучшения речевого дыхания и выработки целенаправленной воздушной струи, необходимой для произношения звуков, будут целесообразны следующие упражнения:
1. «Шарик». Надуть щеки. Медленно и плавно испускать воздух через губы, вытянутые вперед.
2. «Хомячок». Надуть щеки. Выпускать воздух резко.
3. "Футбол".
а) Губы вытащить вперед. Сдувать ватный шарик на противоположный край стола (между двумя кубиками или в импровизированные ворота). Следить, чтобы выдыхаемая струя воздуха была узкой, а не рассеянной, а щеки не надувались.
б) Рот полуоткрытый, губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу как бы произнося звук –ф-ф-ф, дуть на язык так, чтобы направить шарик в нужном направлении.
4. «Свистун». Взять чистую стеклянную бутылочку. Кончик языка выдвинуть так, чтобы он касался края ее горлышка. Произнося звук –ф-ф-ф, плавно выдыхать воздух в бутылочку.
5. «Буря». Рот полуоткрытый. Широкий кончик язык упирается в нижние зубы. Посередине языка положить соломинку для коктейля, конец которой опустить в стакан с водой. Дышите через соломинку так, чтобы вода забулькала. Следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
6. «Фокус».
а) Рот полуоткрытый, губы в улыбке. Широкий язык на нижней губе расслабить в форме «лопатки». На кончик языка положить бумажный квадратик (снежинку или бабочку) и резко сдувать его прямой воздушной струей изо рта.
б) Рот широко открыт. Широкий язык изогнут в форме «чашечки». Положить на кончик носа ватку и сдувать ее, направляя воздушную струю в гору. Следить, чтобы щеки не надувались и выдыхаемая струя воздуха проходила посередине языка.
7. «Кто, кто в домике живет?». Ребенок, вытянув губы трубочкой, мощно дует на занавеску, чтобы в окошке открылась геометрическая фигура. По форме и цвету этой фигуры он должен догадаться, какой овощ или фрукт живет в этом домике.
8. «Плыви, плыви кораблик». Ребёнок, взяв в руки кораблик, мощно дует на флажки, приклеенные на натянутой от мачты нити, чтобы они затрепетали.
9. «Остуди горячий чай». Ребенок, держа чашку обеими руками, дует на приклеенные к ее верхней части бумажные полоски.
10. «Доброе утро!». Ребенок взяв обеими руками домик, мощно дует на занавеску, чтобы она поднялась.
11. «Воздушный змей». Ребенок держит палочку, к которой привязан воздушный змей. Он должен дуть так, чтобы змей взлетел.
12. «Прогони тучки». Ребёнок берет в руки голубой картонный лист с облаками, прикрепленными на ниточках к его верхней части. Мощно дует на них, чтобы они залетели на обратную сторону листа.
13. «Распуши хвостик». Ребенок берет в руки картинку петушка, дует на его хвостик из перышек (или бумажных полосочек), чтобы он распушился.