татьяна семенова
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Кто что делает?»
Цель: учить детей образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного числа.
Ход игры. Педагог рассматривает с детьми игрушки (кошку, собаку, двух ежей) и предлагает описать внешний вид (кошка серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка – белая, мохнатая, большая; ежи – колючие, серенькие, маленькие).
Что делает кошка, когда её гладим? (мурлычет, выгибает спинку, радуется).
А что она делает, когда видит мышку? (тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает). Что делает кошка, когда видит мышку ненастоящую, а игрушечную? (бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется). Что еще умеет делать кошка? (мяукать, лакать молоко, пить, спать). Как много интересных слов вы сказали про кошку! (повторяет их). Что делает собачка? (лает, кусается, бегает, ходит, прыгает, сидит, спит, смотрит, ест, виляет хвостом). Когда собачке дают косточку, что она делает? (подпрыгивает, служит, ест, грызет, радуется). Когда собака видит кошку, что она делает? (хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит)
Что умеют делать ежи? (они ходят, сворачиваются в клубок, плавают, бегают). Как ежи носят себе еду? (накалывают на иголки) Как они свой голос подают? (фыркают «фыр-фыр»). Ответы детей педагог сопровождает движениями игрушек. После организованной игры дети получают игрушки для свободной деятельности.
Игра «Назови, что сделал Умейка»
Цель: учить детей составлять предложении с однородными сказуемыми.
Ход игры. В гости к детям приходит Умейка (его роль исполняет заранее подготовленный ребенок). Дети получают задания следить за действиями Умейки. Педагог дает здание Умейке, но так, чтобы никто не слышал: «Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску и отдай Сереже». Умейка выполняет задание, а дети внимательно следят за ним. Выигрывает тот ребенок, который правильно перечислит все действия Умейки. Ребенок – победитель исполняет роль Умейки. Задания для Умейки могут быть самыми разными: подойти к двери, попрыгать и вернуться обратно; подойти к столу, взять книгу и отдать Вадиму; взять машину, поставить в гараж; выйти из комнаты и войти обратно; подойти к кубику и перепрыгнуть через него; взять мяч и подбросить его вверх; уложить куклу спать.