Анна Владимировна Фоминцева
Игры и упражнения на обогащение эмоциональной сферы дошкольников в процессе коррекционной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Хотим представить вашему вниманию игры и упражнения на обогащение эмоциональной сферы дошкольников в процессе коррекционной
Направления работы и цели
Цель: Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание
1.«Доброе животное»
Описание: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы превратимся в одно большое доброе животное.
вдох через нос, под счет 1,2,3,4 делаем 4 шага назад,
задержка дыхания, делаем 4 шага на месте под счет 1,2,3,4,
выдох под счет на 4 шага вперед.
Публикация «Игры и упражнения на обогащение эмоциональной сферы дошкольников в процессе коррекционной деятельности» размещена в разделах
задержка дыхания, делаем 4 шага на месте под счет 1,2,3,4,
2.«Дровосек» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
3 «Мыльные пузыри»
Педагог - ведущий имитирует выдувание мыльных пузырей, а дети, подняв руки вверх и сделав вдох, произвольно двигаются по комнате, кружатся, изображая полёт пузырей. Во время свободного движения читается стихотворение.
Осторожно – пузыри…
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
После команды «Лопнули» дети опускают руки – выдох.
4 «Произнеси чистоговорки»
Цель: развитие мимики
Игры : «Кислый лимон» (дети морщатся, «Получил подарок» (показываем радость, «Яблоко и червяк» (едим вкусное яблоко – удовольствие, затем видим червяка – отвращение, «Умеем лукавить» (моргают, то левым, то правым глазом)
«Кошка и мышка» (смена разных эмоций с опорой на стихотворение)
Особый интерес у дошкольников вызывали упражнения перед зеркалом :
"Удивилки" - поднять брови;
"Поразилки" - поднять брови, открыть рот;
"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом;
"Хмурилки" - нахмурить брови;
"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки;
"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.
Цель: учить регулировать темп речи
1. Мышка и черепаха
Спросите ребенка, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). «Пробегитесь» четырьмя пальчиками по столу быстро– быстро: пим, пим, пим. А теперь прошлепайте медленно и грузно двумя ладонями по столу: шлёп, шлёп, шлёп.
2. Поезд
Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух.», потом постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к "станции" "поезд" должен опять замедлить ход: «Чух…-чух…-чух.»
Цель: учить изменять высоту голоса
1. Слон и слоненок
Спросите малыша, как будет топать большой слон? («ТОП, ТОП, ТОП»). А как будет топать маленький слонёнок? («Топ, топ, топ»). Называйте ребенку попеременно: «Большой слон - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.
2. Три медведя
Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л. Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя) : «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?»
Цель: учить регулировать силу голоса
1. Медведь и медвежонок
Вы с силой топаете по полу ногами, и малыш говорит: «Это медведь». Затем вы тихонечко топчетесь по полу – ребенок говорит: «Это медвежонок» и т. д.
2. Лягушки и лягушата
Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т. д.
3. Далеко или близко
Взрослый берет самолет, кораблик, машинку и т. д. Скажите малышу, что когда транспорт близко, то звук будет громкий (УУУУ, а когда транспорт находится вдалеке – произносим тихо: «ууу»., взрослый приближает и отдаляет транспортное средство. А дети произносят то громко, то тихо, имитируя звук мотора и т. д.
4. Эхо
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».
Цель: учить пользоваться логическим ударением
1. Позови друга
Цель: Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре
Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребё нку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.
2. «Слова разнообразные – одинаковые и разные» Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова. Детям предлагаются пары слов:
ирис – ирис
гвоздики – гвоздики
замок – замок
мука – мука
кружки – кружки
стрелки – стрелки
Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
Цель: учить использовать в речи вопросительную, восклицательную и повествовательную интонации
1. Игра на отработку интонации: «СЫГРАЮ РОЛЬ». Пробуем, насколько вы владеете своей интонацией. Нужно сказать Я ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ВАС! от таких образов (по указанию преподавателя) :как робот, как клоун-скоморох, как беззубая древняя бабуся, как президент страны, как военный рапортует, как колдунья колдует, как иностранец с акцентом.
Примеры упражнений для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении: Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения (проговаривание фраз сопряженно с педагогом, отраженно и самостоятельно) :Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.
3. Упражнение. Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:
Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать?
Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?
Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?
Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?
4. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с педагогом, повторять за ним, произносить самостоятельно). Примерный речевой материал:
Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
Данные игры и игровые упражнения можно использовать в разных видах деятельности, во время подготовки к утренникам, как элемент занятия по развитию речи, в играх- драматизациях.
Используя данные средства, вы научите детей проговаривать не только свои чувства и эмоциональное состояние, но и понимать чувства других людей. Спасибо за внимание! Желаем Успехов!