Анна Масленникова
Игры и творческие задания для детей старшего дошкольного возраста в работе с загадками
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название игры «Цепочка».
Цель игры :Учить детей выделять признаки объектов.
Методические рекомендации:
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
Рекомендуется с младшего возраста.
2. Название игры «Угадай по описанию».
Цель игры :Учить детей по описанию определять объект.
Публикация «Игры и творческие задания для детей старшего дошкольного возраста в работе с загадками» размещена в разделах
Методические рекомендации:
Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.
3. Название игры «Выбери признак, который есть у других объектов».
Цель игры : Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.
Методические рекомендации:
Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).
Рекомендуется со среднего возраста.
4. Название игры «Я назову признак, а вы перечислите его значения».
Цель игры :Учить детей подбирать разные значения одному признаку.
Методические рекомендации:
Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т. д.).В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет;холодным бывает температура вещества).Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.
5. Название игры «Что (кто) делает так же?».
Цель игры : Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить
составлять загадки по моделям «Как, ноне…», «Какой… - что такое же у другого объекта», «Что делает так же?»
Методические рекомендации:
Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.
Пример:
Воробей что делает?
Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.
Из предложенных вариантов составляется текст загадки :«Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.
6. Название игры «Только весёлые слова».
Цель игры :упражнять в умении придумывать определенные слова прилагательные к существительным.
Методические рекомендации:
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.)
7. Название игры «Автобиография».
Цель игры : упражнять в умении придумывать и отгадывать загадки по вопросам.
Методические рекомендации:
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка) .
8. Название игры «Волшебная цепочка».
Цель игры : учить придумывать слова по смыслу.
Методические рекомендации:
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.
9. Название игры «Антонимы в сказках и фильмах».
Цель игры : упражнять в умении придумывать слова – антонимы.
Методические рекомендации:
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название -антоним, а ребёнок должен будет угадать истинное название сказки. Примеры заданий :"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино"); "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине"); "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
10. Название игры «Если вдруг».
Цель игры : продолжать формировать воображение и словесное творчество.
Методические рекомендации:
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, все ножницы, все спички, все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить?
Ребё нок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д. "
Можно предложить ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была живая вода, цветик-семицветик, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т. д.
11. Название игры «Подбери слово».
Цель игры : упражнять в умении подбирать слова,обозначающие признаки предметов.
Методические рекомендации:
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
12. Название игры «Антонимы для загадок»
Цель игры : продолжать работу над придумыванием антонимов.
Методические рекомендации:
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".
Обитает в воде (значит, на суше).Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть).Хвост очень длинный (значит, короткий).Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит).Очень любит солёное (значит, сладкое).Кто это?
13. Название игры «Придумай рассказ».
Цель игры : учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
Методические рекомендации: закончи фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка (жесткая).Пластилин мягкий, а камень (твердый).
2. Ручей мелкий, а речка (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники (крупные).
3. Кашу варят густую, а суп (жидкий).Лес густой, а иногда (редкий).
4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим (вареный).
5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет (грязный).
- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная) ; колючий ветер (резкий) ; легкий ветерок (прохладный) ; золотые руки (все умеют делать красиво) ; золотые волосы (красивые, блестящие)
- Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
- Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
- Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).
14. Название игры «Скажи точнее».
Цель игры : развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
Методические рекомендации:
Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения. Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый.)
Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)
15. Название игры «Чудесные превращения».
Цель игры :упражнять в умении придумывать рассказы, прослеживать последовательность действий.
Методические рекомендации:
Игру можно построить следующим образом: детям раздают наборы геометрических фигур и листы бумаги, на которых нарисованы абстрактные формы в виде пятен, закорючек и т. п., служащих отправной точкой будущего изображения. Каждую опору (отдельно или несколько опорных пятен сразу) предлагают достроить до целостного изображения с помощью, например, треугольников (или квадратов, или кругов, или используя различные фигуры). По готовым работам можно придумывать рассказы, прослеживать последовательность действий.
16. Название игры «Веселые картинки».
Цель игры : упражнять в умении последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.
Методические рекомендации:
Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем : картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать спредыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают.
17. Название игры «Что общего».
Цель игры :учить сравнительному анализу различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними.
Методические рекомендации:
Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»?
18. Название игры «Хороший - плохой».
Цель игры :формировать умения выявлять позитивные и негативные черты характера литературных героев, оценить их деятельность.
Методические рекомендации:
В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?