Янишевская Ирина Викторовна
Игры на развитие восприятия величины во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие восприятия величины во второй младшей группе
Если ребенку трех лет предложить на выбор два предмета различной величины, например большое и маленькое яблоко, то далеко не каждый малыш, знающий его приятный вкус, выберет то, которое больше. Значит, в этом возрасте многие дети еще не осознают величину предметов и не выделяют ее как важный отличительный признак. Такие качества величины, как длина, ширина, высота, либо вовсе не различаются малышами, либо воспринимаются смутно и безотчетно. А если кто-то и принимает их во внимание, то все они обозначаются одинаковыми словами — «большой» и «маленький», что, конечно, не отражает специфических особенностей этих пространственных признаков.
Темочки:
- Величина, сравниваем по величине
- Игры для детей. Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Между тем четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют исключительно важное жизненно-практическое и познавательное значение. Без специальной настройки зрения на восприятие величины, выделение ее разных пространственных параметров не может успешно формироваться правильное представление о предметах, а следовательно, затрудняются практические действия с ними. Без четкого представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности.
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими.
В педагогической практике знакомство с качествами величины, как правило, осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов.
В дополнение к этим приемам мы предлагаем игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков.
В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки — пирамидки, матрешки, мисочки-вкладыши и другие деревянные. игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов. Художественному оформлению и дидактической ценности этих игрушек, точности градаций величины разных деталей может позавидовать любое современное пособие. Недаром эти чудесные игрушки получили заслуженное признание педагогов как классический дидактический материал и «подлинный народный дар маленьким детям» (Ф. Н. Блехер). Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. С помощью взрослого в предлагаемых играх ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).
Игры приведены в определенной последовательности, которую необходимо соблюдать. Первая игра («Что делают матрешки?») привлекает внимание детей к общим размерам предметов, делает их величину значимым признаком. В дальнейших играх дети осваивают прием различения величины путем накладывания («Разберем и соберем», «Приходите на лужок» и др., благодаря чему у них формируется поисковый образ величины, который помогает им в игре «Раз, два, три — ищи!» найти предмет по представлению о его величине. В последних играх этого раздела дети учатся сравнивать и различать разные параметры величины и обозначать их словами. При этом устанавливается связь между образом и словом, обозначающим данное качество, что способствует более отчетливому, осознанному восприятию величины предмета.
Целью проведения всех этих игр в младшей группе является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине.
Большинство игр проводится небольшими группами или индивидуально. Но некоторые из них можно проводить всей группой при участии и под наблюдением взрослого.
Что делают матрешки?
Особенности игры и ее воспитательное значение.
В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.
Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.
Игра носит сюжетный характер. В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы "друг друга.
Игровой материал.
Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный, включающий 10 — 12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.
Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!», и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.
Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! — говорит воспитатель. — Давайте теперь поиграем в каравай».
Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах, и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», — предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.
«А теперь наши матрешки пойдут гулять, — предлагает воспитатель. — Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.
Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.
«А теперь поиграем по-другому, — говорит воспитатель. — Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» — «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, — отвечает матрешка, — тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.
Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», — говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.
Правила игры.
1. Все действия с матрешками выполняются детьми только после вызова воспитателя.
2. Вызываются для выполнения поручений только те дети, которые играют дружно и не мешают другим.
Советы воспитателю.
Роль воспитателя в данной игре своеобразна. Взрослый не только организует игру и обучение, но и является активным ее участником, подавая пример заинтересованности и эстетического отношения к игрушкам.
Очень важно поддерживать интерес к игре от ее начала до конца и обеспечивать постоянную активность всех детей. Для этого, во-первых, давайте поручения отдельным детям от лица всей группы, например: «Кого мы пошлем построить матрешек? Давайте пошлем Мишу» и т. д. Во-вторых, каждый раз для оценки правильности выполнения поручений привлекайте всех участников игры, которые еще не были вызваны. В-третьих, вызывая отдельных детей, предложите разные варианты обучающей задачи всем остальным. Учитывая, что в каждой группе есть уверенные в себе или же пассивные дети, склонные отказываться от непривычных действий, можно им в помощь позвать кого-нибудь из более смелых.
Мы описали здесь самый простой, первоначальный вариант игры. При повторении ее обучающая задача и игровые действия усложняются. Например, матрешки могут разбегаться, некоторые из них прячутся, и дети должны узнать, какой из них не хватает. Можно подбирать домики для матрешек, используя кружки разного диаметра, и т. п.
Игрушка не дается детям для свободного пользования, пока не будет освоена основная обучающая задача игры и ее правила.
Разберем и соберем
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Предлагаемая игра учит малышей различать и сравнивать предметы по величине, т. е. по их протяженности в пространстве. Осваивая приемы различения и сравнения предметов по величине, дети либо прикладывают их друг к другу, либо накладывают один на другой. В этом и заключается обучающая задача игры.
В игре участвуют шесть — восемь детей. Все они действуют с одним предметом и объединены общей целью — разобрать и собрать пирамидку. Малыши по очереди выполняют одни и те же действия. Общий предмет и общие действия объединяют их и сближают друг с другом.
Получая в руки колечко от пирамидки и надевая его на стержень, ребенок ощущает причастность к общей деятельности. При этом он отдает свое колечко, зная, что игрушка, приобретя свой первоначальный облик, снова будет разобрана и все начнется сначала. Кратковременность и повторность игровых действий в неизменном виде нравятся малышам. Ребенок знает, что будет делать и что будут делать его сверстники, а значит, лучше осознает свою деятельность.
Кроме того, преобразования внешнего вида игрушки, которые происходят на глазах ребенка и при активном его участии, дают ему новые впечатления от превращения пирамидки и наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета.
Эта очень простая игра-забава доставляет радость малышам. Поэтому все усилия, которые им приходится прикладывать (ожидание своей очереди, сравнение колечек по величине, выполнение правил игры, совершаются легко, без напряжения.
Игровой материал.
Пирамидка одноцветная (желательно с желтыми кольцами). Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры.
Описание игры и приемы ее проведения.
Пригласив детей сесть за общий стол и заняв за ним свое место, воспитатель привлекает внимание к новой пирамидке. Он проводит руками по пирамидке сверху вниз, показывая, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию игрушки. «Это потому, — объясняет педагог, — что колечки наверху совсем маленькие, потом — побольше, а внизу — самые большие. Попробуйте потрогать и посмотреть». Он передвигает пирамидку от ребенка к ребенку, чтобы каждый мог провести руками сверху вниз, ощутить и увидеть различие в величине колечек. Пирамидка возвращается к воспитателю, и он обращает внимание на то, как устроена эта игрушка.
«Смотрите, что это? — спрашивает педагог, показывая на колпачок и снимая его. — Это колпачок, а это что? Правильно, колечко (снимает верхнее колечко). Какое оно — большое или маленькое? Правильно, это колечко самое маленькое». Воспитатель придвигает колечко вплотную к колпачку и снимает следующее. «Это тоже колечко. Какое оно, такое же, как первое, или чуть побольше?» — снова обращается он к детям. Педагог накладывает одно колечко на другое так, чтобы все видели, и вместе с детьми отмечает, что одно колечко поменьше, а другое побольше. Так по очереди снимаются все колечки с палочки и сравниваются путем накладывания друг на друга и прикладывания.
Когда все колечки будут выложены по порядку на столе, воспитатель обращает внимание детей на то, что у пирамидки есть палочка, а внизу подставка. Это тоже колечко, но оно самое большое и не снимается. «Все колечки знают свое место на палочке», — говорит он, собрав пирамидку, и начинает игру сначала.
Подвинув пирамидку к кому-нибудь из сидящих детей, воспитатель обращается к нему как бы от имени игрушки: «Сережа, сними мой колпачок и поставь его на середину стола». Затем предлагает малышу подвинуть пирамидку к кому-либо из сверстников и сказать те же слова, т. е. назвать имя ребенка и сказать «Сними мое самое маленькое колечко». Далее следующий ребенок передвигает пирамидку сверстнику. Так постепенно игрушка разбирается, а пустая палочка возвращается к воспитателю. Начинается вторая часть игры.
Перед каждым ребенком на столе лежат колечки, а у воспитателя — палочка. «Надоело палочке одной стоять, и позвала она все колечки домой. У кого мое самое большое колечко?» — спрашивает воспитатель как бы от лица палочки. Кто-нибудь из детей отзывается: «У меня!» Все участники игры проверяют, правильно ли он ответил, и, если правильно, воспитатель придвигает к малышу палочку и говорит: «Отдай мое самое большое колечко!» Ребенок надевает кольцо на палочку и вместе со всеми задает тот же вопрос: «У кого теперь есть самое большое мое колечко?» Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игру можно начинать сначала.
Правила игры.
1. Действия детей выполняются по очереди. Перед тем как взять или отдать колечко, обязательно произносятся нужные слова.
2. Когда пирамидка разбирается, ребенок может передвигать палочку кому хочет.
3. Когда пирамидка собирается, передвигать палочку можно только тому, у кого самое большое кольцо и кто сам об этом сказал.
Советы воспитателю.
Самое главное в этой игре — увлечь детей ее содержанием и совместным решением задачи. Важно вызвать у них интерес к этой успевшей надоесть игрушке, показать, как можно с ней играть всем вместе.
Если у ребенка пропадет интерес к игре после того, как пирамидка будет собрана, предложите ему заняться чем-нибудь другим и позовите на его место другого желающего.
Пирамидка должна получить постоянное место в группе, чтобы дети могли самостоятельно играть с ней: либо индивидуально, либо подобрав себе трех-четырех партнеров. Подобную инициативу следует поощрять. Помогите детям организоваться, выбрать ведущего, напомните правила игры и нужные слова. После самостоятельной игры пирамидку следует поставить на место.
Игровой материал.
Игра разложи по возрастанию карточки в нашем случае это за ламинированные птички одного цвета разного размера, ребенок должен научиться их раскладывать по возрастанию или убыванию. Далее задание можно усложнять добавлять птичек другого цвета.
Учить играть
Дружба у дошкольников, как правило, начинается с совместного участия в играх. Если ребенок не умеет ни во что играть, ему будет сложно подружиться с компанией, но родители могут помочь. Научите сына или дочку разным играм, играйте вместе, а также организуйте времяпровождение для вашего крохи и других знакомых детей.
Малыш почувствует себя увереннее, теперь ему будет что предложить «коллегам» по детскому саду, и станет проще подружиться.
Учить делиться
Одно из главных препятствий детской дружбы — нежелание делиться игрушками. Ребята быстро закрепляют за маленькими собственниками прозвища вроде «жадина-говядина» и не долго думая идут играть с другими — теми, кто готов давать свои игрушки друзьям.
Родителям важно тактично помочь ребенку не жадничать. Если кому-то понравилась его игрушка, предложите на время поменяться, а если ребенок хочет сделать подарок другу, поощряйте такие порывы щедрости. Хвалите малыша за хорошие дела.
Учить мириться
Поддерживайте с ребенком доверительную связь, узнавайте как проходит его общение с детьми в саду. Когда он делится, что произошла ссора, можно выслушать его, обсудить вместе ситуацию и рассказать о том, как важно мириться с друзьями.
Научите ребенка не затаивать обиду и не ждать, пока к нему подойдут, а проявлять инициативу: первым начать разговор и извиниться, если неправ. А неправы в ссоре обе стороны.
Эти советы помогут ребенку дружить не только в детском саду, но и строить отношения в любом коллективе, а также найти настоящих друзей, которые будут с ним по жизни.