Елена
Игры и игрушки для сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетная игра – это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Главным отличительным признаком такой игры является создание мнимой, воображаемой ситуации, когда ребенок действует одновременно в реальном и придуманном пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка: произвольность поведения, мышление в плане образов и представлений, воображение, самосознание, общение дошкольника со сверстниками и др.
Темочки:
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Темочки
Сюжетные игры традиционно делятся на два вида:
- ролевые, в которых ребенок дает роли и действует, общается с партнерами от имени этого ролевого персонажа;
-режиссерские, в которых ребенок дает роли игрушкам и выстраивает отношение между ними.
В обоих случаях дети создают воображаемое пространство, в котором проигрывают какой-либо сюжет. Важнейшим средством создания воображаемой игровой ситуации являются игрушки. Игрушки для сюжетно ролевой игры требуют особого внимания со стороны взрослого. Все игрушки для сюжетной игры можно разделить на три большие группы:
- образные игрушки и атрибуты роли;
- предметы оперирования;
- маркеры пространства.
Образные игрушки и атрибуты роли
К образным игрушкам относятся куклы, фигурки животных и т. п., а к атрибутам роли – всевозможные костюмы и их элементы. Образные игрушки и атрибуты роли призваны воплощать роль и поддерживать ролевую позицию. Например, кукла младенец ориентирует ребенка на роль родителя и поддерживает эту позицию играющего, набор маленьких кукол «семья» ориентирует ребенка на режиссерскую позицию, а костюм зайчика, в который может облачиться ребенок, помогает ему лучше прочувствовать свою роль. Образная игрушка является не только средством игры, но и партнером по общению. Ребенок говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает за нее, перенося в такое общение свой опыт и переживания.
Особую роль образная игрушка выполняет в формировании внутренней речи, внутреннего диалога ребенка, необходимого для понимания и осознания собственных эмоций и переживаний. Таким образом, игрушка становится своеобразным психологическим орудием выстраивания внутреннего мира ребенка. Образные игрушки не только помогают ребенку выражать внутренний мир, но и вводят его в сферу человеческих отношений, смыслов и представлений. Каждая игрушка несет в себе отпечаток времени и культуры, являясь для ребенка своеобразным проводником в социум. Через образную игрушку ребенок перенимает общественный и семейный уклад, социально-бытовые, этические и эстетические нормы. Именно поэтому при оценке образной игрушки особенно внимательно следует относиться к тому образу, который зафиксирован в ее внешнем виде. Куклы должны быть достаточно привлекательны, миловидны, похожи на ребенка или взрослого, словом на обычного человека. Чтобы стать средством настоящей игры, образная игрушка должна обладать определенными качествами. Прежде всего, такая игрушка должна давать возможность ребенку наделять ее любым характером, приписывать ей различные переживания, совершать в его руках разнообразные действия. Важное качество образной игрушки – это гармоничное сочетание условности и реалистичности образа. Реалистичность и узнаваемость образа становится ориентиром, оправляющим игровые действия и сюжет, а его условность открывает возможности разнообразных игровых действий и событий в рамках данного сюжета. Излишняя натуралистичность (например - складки и припухлости у младенцев, первичные половые признаки и пр.) не только портит облик игрушки, но и мешает ребенку вкладывать в образ свои представления. Образные игрушки, содержащие механизмы, обеспечивающие им самостоятельные движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр., часто становятся предметами для манипулирования и экспериментирования, уводя ребенка от смысла игровой деятельности, - создание воображаемой, условной ситуации. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и блокирует инициативность ребенка, а значит, и возможность настоящей игры. При этом желательно, чтобы отдельные части куклы были подвижны, и ей можно было придать необходимую в игре позу. Это особенно важно для кукол, используемых в ролевых играх. Для режиссерских игр образные игрушки совершенно необходимы – без них игра редко бывает полноценной. В режиссерской игре все игровое взаимодействие строится между персонажами, которые находятся в руках играющего, поэтому размер куклы должен быть удобным для удерживания ее в одной руке. Для классического коллективного варианта ролевой игры большое значение имеют атрибуты роли (т. е. головные уборы, элементы костюма, воротнички повязки и пр.) Они помогают участникам игры удерживать ролевую позицию и ролевое взаимодействие. Эти предметы опять же должны быть достаточно условными. Например, вместо костюма доктора лучше предложить ребенку белый халат, который может заменить различные костюмы – доктора, продавца, ученого и др. Хороший вариант – иметь много различных тканей, ленточек, заколок, прищепок из которых легко можно соорудить нужный костюм. Для куклы также нужны кукольная одежда и аксессуары в соответствии с размером кукол. Нужен необходимый минимум, чтобы игра не превращалась в манипуляцию внешним видом игрушек. В режиссерских играх атрибуты роли легко заменяются подручным материалом. В то же время наличие нескольких разных костюмов или их элементов может очень разнообразить игру.
Предметы оперирования
Предметы оперирования – это игрушки, с которыми осуществляются игровые действия, т. е. всевозможное игрушечное хозяйство и транспортные средства.
Главными требованиями к предметам оперирования в ролевой игре являются:
- условность предмета, который может заменять собой множество вещей, например, быть стиральной машиной, плитой, микроволновкой и т. п. ;
- отсутствие технической оснащенности в игрушке – предмет должен «оживать» в воображении ребенка, а не в реальности;
- необходимое и достаточное количество предметов оперирования – тот минимум, который сориентирует ребенка на игру и позволит реализовать игровой замысел;
- соразмерность предметов оперирования ребенку или куклам в зависимости от вида игры.
Маркеры пространства
К маркерам пространства относятся все объекты, которые помогают организовать пространство. Эти предметы нужны как для режиссерской, так и для ролевой игры.
Главными требованиями к маркерам пространства для режиссерских игр являются:
- открытый образ дома, позволяющий присвоить ему любое игровое значение;
- мобильность конструкции;
- устойчивость и надежность;
- достаточный размер для игры и его соответствие размеру игровых персонажей.
Для ролевых игр достаточно мобильной мебели или даже полифункциональных конструкторских блоков, которые могут служить при необходимости столом, стулом, кроватью, ящиком и т. п. Такой конструктор – идеальный вариант, поскольку он не загромождает пространство и позволяет с легкостью преобразовывать его. В любой момент игры он может служить практически любым необходимым объектом, а при необходимости конструктор легко убрать. Дома и другие сооружения для ролевых игр часто излишни – их заменяют те же конструкторские элементы, крупные куски ткани и т. п., с помощью которых можно каждый раз делать что-нибудь новое.
Игрушки не для игры
Выбирая материал для сюжетных игр, важно помнить о типичных недостатках, которыми обладают многие игрушки на современном рынке. Поэтому, подчеркнем еще раз особенности игрушек, которые могут стать помехой в детской игре и служить не развивающим, а тормозящим игру элементом.
Неадекватное цветовое решение. Землистый цвет лица у куклы, интенсивный макияж, несоответствующий цвет животного, слишком яркие оттенки цветов, их дисгармоничное сочетание – все это портит внешний вид игрушки и влияет на эстетическое развитие ребенка.
Несоразмерность. Огромная голова, посаженная на маленькое туловище или утрированно длинные ноги с большими (для устойчивости) ступнями отрицательно влияют на формирование образа тела. Дом или машина, в которые невозможно поместить персонажа, чаще всего нарушают целостность игры и раздражают ребенка.
Встроенные механизмы. Звучащие и самостоятельные в своем движении игрушки препятствуют игровой инициативе детей, вынуждая их выполнять заданную игрушкой программу. Поскольку механизмы в игрушках все еще довольно примитивны, то игра ребенка остается на уровне отдельных игровых действий или даже операций, не достигая сложного уровня обобщений.
Правила организаций игровой среды в ДОУ
Есть несколько правил, позволяющих организовать игровую среду так, чтобы она направляла ребенка на сюжетную игру и в то же время оставляла ему максимум свободы.
- большое пространство и наличие укромных уголков;
- необходимое и достаточное количество игрушек;
- разнообразие игрового материала.
Соблюдение этих простых правил поможет создать творческую, гибкую игровую среду для самой важной – сюжетной игры ребенка.