Виктория Кочнова
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации, у него нет возможности произнести плавно слова – это делает речь непонятной и скачкообразной.
По этой причине, коррекционную работы стоит начинать с развития правильного речевого дыхания.
Коррекционная работа состоит из следующих этапов:
• Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
• Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
Публикация «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
• Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
• Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.
Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:
• Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
• Нормализовать звукопроизношение.
• Научить контролировать процесс речи.
• Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
• Увеличить количество произносимых на выдохе слов.
• Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.
Занятия по формированию навыков речевого дыхания должна проводиться по следующим правилам:
• Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
• Проводите тренировку до еды за 30 минут – 1 час
• Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
• Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
• Первый занятия можно проводить лежа.
• Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
• Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
• Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
• Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
• Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.
На I этапе можно освоить следующие задания:
Шарик
Цель: натренировать силу вдох-выдоха.
Исходная позиция: стоя или сидя.
Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.
Задуй свечку
Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.
ИП: сидя на стульчике.
Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.
На II этапе:
Трубач
Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.
ИП: сидя за столом.
Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.
Пение
Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги типа: АУ, АО, УА, АУИ, ОУА и т. д.
Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тихо.
На III этапе:
Обучение произношению небольших слов во время выдоха. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т. д. Затем короткие слова: мама, папа и т. д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, чистоговорки.
Самое важное – научить ребенка звукопроизношению на выдохе.
На IV этапе:
Заключительный этап формирования идеального речевого выдоха самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.
Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.
Игры
Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.
Вертушки
Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.
Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.
Горячий чай
Цель: формирование навыка длительного выдоха
Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.
Воздушный футбол
Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на шарик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.
Снежинки
Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.
Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.
Мыльные пузыри
Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.
Дошкольник выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.