Юлия Веряева
Игры и игровые приёмы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ
Игры и игровые приёмы при сигматизмах
Упражнения для языка
«Дразнилки». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить: бя-бя-бя-бя, пя-пя-пя-пя (со сменой интонации).
«Язычок заболел и лежит в постели». Широко открыть рот и покашлять (язык непроизвольно опускается на дно ротовой полости). Уложить язык «Дорожкой» на дно ротовой полости так, чтобы показался маленький язычок (удерживать в таком положении как можно дольше).
Публикация «Игры и игровые приёмы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«Весёлый клоун». Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в дёсны нижних резцов. Произнесение звукосочетания и-хи-хи.
Упражнения для губ
Удерживать губы в улыбочке под счёт (до 10).
«Лодочка качается на волнах». Поочерёдное поднимание вверх углов рта (с помощью и без помощи рук).
«Разговор собак Барбоса и Пушка». Произнесение слоговых сочетаний: па-ба, пы-бы, по-бо, пу-бу (шёпотом, тихо, громко).
«Спи глазок, спи другой». Спит правый глаз-просыпается. Спит левый глаз - просыпается (поочерёдное открывание и закрывание глаз).
«Капельки дождя стучат по крыше». Прикусить широкий язык зубами и произносить слоги та-та-та-та.
«Лопата». Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Язык спокоен, не напряжён. Если язык не расслабляется, предложить плотно сжать губы, затем растянуть их в улыбке и протиснуть между ними язык.
Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами.
«Малыш учится произносить звук [И]». Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [И]. Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.
«Лодочка». Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой «желобком». Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть тонкую палочку или зонд.
Произнесение гласных звуков на выдохе : я-ю, ю-я, е-я, и-я-е, и-е-я-ю (переключаемость органов артикуляционного аппарата).
Коррекция бокового сигматизма по Э. Я. Сизовой
Массаж лицевых мышц и губ
Массаж проводится с гиперкоррекцией поражённой стороны :
- похлопывание сглаженной носогубной складки;
-круговые движения в месте соединения жевательных мышц;
- поглаживание губ;
-лёгкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на поражённой стороне);
- круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);
- лёгкое пощипывание опущенного угла рта;
- пощипывание края нижней челюсти (больше на поражённой стороне).
Массаж языка
-лёгкое поглаживание языка;
- постукивание шпателем или пальцами по языку;
- очень лёгкое похлопывание по поражённому боковому краю языка.
«Весёлые дети». Произносить звукосочетания : ихи-хи, ихи-хи, ихи-хи.
«Разговор инопланетян». Произнесение слогов: ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те (со сменой ударения и интонации).
Игра «Я-не я». Логопед произносит фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Например, логопед произносит: «Я люблю шоколад». А дети отвечают: «И я, и я, и я». «Я люблю жевать чашку». Дети: «Не я, не я, не я».
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата, выработка согласованной работы губ и языка.
Произнесение слоговых сочетаний: пти-пти-пти, птя-птя-птя, пти-птя, пти-птя-пте, птю-пте-птя-пти.
Развитие силы выдоха
Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии.
«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.
Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний : ифффффф, ыфффффф.
Упражнения при межзубном сигматизме.
«Улыбка» - «Трубочка» (выполняется по 10-15 раз).
- рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажать между губами;
-удерживание носового платочка губами;
- сбор губами «ягод».
Массаж губ
-разминание губ;
-пощипывание;
-похлопывание;
- вибрация.
Упражнения для укрепления мышц нижней челюсти:
- открывание и закрывание рта;
- имитация жевания;
- открывание рта с сопротивлением, представив тыльную сторону руки под подбородок;
- выдвижение нижней челюсти вперёд.
Упражнение для языка
«Причешем язычок», «Погладим язычок», «Качели», «Киска сердится».
Игры и упражнения при ламбдацизме
«Охотник идёт по болоту» звук [Л]. Логопед говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идёт по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щёки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.
«Язычок качается на качелях». Произнесение слогов на выдохе: я-ля, я-ля, я-ля (укрепление языка).
Игры-упражнения при ротацизме.
Для тренировки подъёма языка к альвеолам, а заодно и тренируется мелкая моторика.
«Весёлый дождик». Произнести твёрдо звуки [Т-Д]. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.
Дождик капнул на ладошку т-д-т-д….
(правой рукой изобразить капли дождя)
На цветок т-д-т-д-т-д…
(левой рукой изобразить цветок)
И на дорожку т-д-т-д-т-д…
(из левой руки сделать дорожку)
Застучал по крыше он т-д-т-д-т-д…
И раздался частый звон т-д-т-д…
(дождик пошёл сильнее).
«Песня Крокодила Гены»
Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъёма языка к альвеолам. Вначале песню поём только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребёнка.
Произносить на выдохе: аддда, ыддды, уддду, иддди, уддду, аддда.