МААМ-картинки

Игры-головоломки — эффективное средство математического развития детей дошкольного возраста

Антонина Михельсон
Игры-головоломки — эффективное средство математического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игры головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэтов предметов по образцу или по замыслу. Современными исследованиями установлено, что они могут быть эффективным средством умственного, и в частности математического развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Игры-головоломки — эффективное средство математического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинированные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовке детей к школе.

Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень их сложности позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. На любой плоскости с помощью геометрических фигур, входящих в комплект, выкладываются силуэты дома, зайчика, листа, моста, лисы, человека. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора.

Все игры результативны : получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко укладывается по основным, характерным признакам предмета, строению. Из любого набора можно составить абстрактные фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов и оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных отношений, наглядно-образного, логического мышления. Изготовить игры очень просто. Используется самый разнообразный материал : плотная бумага, фанера, картон и т. д. Чертеж переносится на выбранный материал, и по основным линиям делаются разрезы. Размеры деталей можно увеличить, соблюдая отношения между частями.

Дети рассматривают набор геометрических фигур, отбирают фигуры одинаковой форма: треугольные, квадратные, прямоугольные. Затем, внутри каждого вида выделяют соотношения их размеров.

Возможные варианты игровых заданий:

- составь из квадратов прямоугольники, из прямоугольников прямоугольники;

- составь квадрат из прямоугольников, из квадратов;

-составь четырехуг7ольник из треугольников, треугольник из треугольников;

- составь силуэт по своему замыслу (дом, заяц).

Полезно в процессе практической деятельности вести с ребенком разговор о способе составления фигуры. Дети называют вновь полученную фигуру, сосчитывают стороны, углы, показывают составляющие ее геометрические фигуры, отмечают их количество, видоизменяют.

Знакомить детей с играми надо постепенно. Вначале ребенок узнает название игры, рассматривает набор фигур. Полезно поупражнять его в различении и правильном назывании геометрических фигур. Необходимо показать ребенку, как, пользуясь схемой или чертежом, можно собрать детали набора после игры, чтобы они занимали немного места. Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили правила игры : при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу.

Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться двумя путями.

1 путь:

Предлагается постепенное усложнение используемых в играх образцов: от расчлененного образца к нерасчлененному, затем к образцу в виде рисунка. Составляя силуэты по расчлененному образцу, ребенок просто копирует его, но тем не менее усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру, соотношение сторон, что способствует развитию глазомера, комбинированных способностей. Переходя затем к нерасчлененному образцу и пользуясь им, ребенок имеет возможность высказать вслух предложение о размещении каждой части набора, учится практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска.

Благодаря образцу цель игры приобретает образную форму. Это усиливает мыслительную активность ребенка, создает у него положительную поисковую деятельность.

2 путь:

Второй путь организации игровой деятельности в большей мере основан на развитии творчества ребенка. Взрослый вначале предлагает ему составить задуманный силуэт из неполного набора элементов игры. Дети, таким образом, сразу ставятся в условия, когда необходимо проявить самостоятельность в постановке цели, отборе средств для ее реализацииПосле составления силуэта из неполного набора дети переходят к выкладыванию картин по замыслу с обязательным использованием всех элементов набора игры.

Предложенные игры нужно осваивать с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры можно переходить к следующим, добиваясь положительных результатов и в них.

Таким образом, каждая игра – это необходимый этап подготовки к следующей, содержащей основные способы действий и новые, более сложные.

Можно играть в такие игры, как: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик».

Публикации по теме:

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Среда развития ребенка — своими рукамиСреда развития ребенка — своими руками В данной работе затрагивается процесс внедрения логических конструкторов в учебную и свободную деятельность детского сада. Новизна заключается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-головоломки — эффективное средство математического развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 марта 2013 в 09:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-головоломки — эффективное средство математического развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Михельсон в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД