Марина Тарасенко
Игры для развития устной и письменной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г. К. Жукова
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Игры для развития устной и письменной речи дошкольников».
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории
Тарасенко Марина Алексеевна
Речевое развитие ребенка, совершенствование его речи происходит в процессе регулярного общения с родителями, с взрослыми. К сожалению, многие современные родители уделяют общению непростительно мало времени (по разным причинам). Дефицит общения приводит к речевым дефектам, из-за которых возникают трудности в школе. Это:
Темочки:
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
односложность и примитивность фраз;
скудность индивидуального словаря;
слабое оперирование литературными словами и выражениями;
предпочтительное употребление сленговых фраз;
затруднение при пересказе прочитанных, услышанных историй;
слабая эмоциональность, неспособность к правильной смене интонаций;
проблемы с дикцией.
Неразвитость речи ребенка остро проявляется в первом классе школы, когда усвоение знаний становится затруднительным из-за неправильного произношения и скудного словаря. Речевые навыки необходимо совершенствовать с раннего возраста, и делать это лучше всего в игре.
Речевые игры и упражнения для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения. И, как правило, они не требуют какой-то специальной подготовки и наличия игрового материала. Эти игры полезны не только детям, но и взрослым, обогащают словарь, развивают коммуникативные навыки. Играть можно как в детсадовской группе, так и при семейной автомобильной поездке, на даче, по дороге, при любых обстоятельствах, когда можно занять ребенка.
Речевые игры можно условно разделить на индивидуальные, групповые, для прогулки, для дома, для детского сада.
Начну с того, что нам ближе: речевые игры для детского сада. Как правило здесь мы используем карточки с тематическими изображениями, набор серийных картинок, мнемотаблицы, подходящие литературные тексты. Например, игры :
Игра "Один - много".
Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т. д.
Педагог показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя, - спрашивает педагог, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом, предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
Существует много игр на закрепление формы множественного числа, уточнения падежных окончаний, при которых удобно использовать тематические карточки
ОБРАЗУЙ СЛОВА
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц.
Ход игры:
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры : ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
Для этой же цели – научить ребенка составлять связный рассказ, пересказывать - мы используем мнемотаблицы.
) Кстати! Для развития грамматического строя речи очень хороши игры
ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры : воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя союзы «потому что», «так как». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры :
Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
Детям очень нравятся игры, когда в какой-то специализированный текст, нужно подбирать слова по смыслу. Например:
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Ход игры : Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Для групповой занятости очень удобны игры с мячом
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры : воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый – снежок беленький
СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
Ход игры:
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).
У дятла красная голова, поэтому его называют …).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).
У дятла острый клюв, поэтому его называют …).
Или игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Интересная игра для прогулки:
«КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ»
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры : в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.
Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.
На прогулке очень хороши игры : «Опиши, я отгадаю», «Чей, чья, чье», «Какой, какая, какие». Их цель – работа с прилагательными, развивать умение соотносить предмет и его признак.
Мне больше всего нравятся речевые игры, которые можно начать в любой момент и при любых обстоятельствах. Они не требуют никакого дополнительного реквизита, только желание взрослого.
ПОСЧИТАЙ
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры : взрослый называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
ДОБАВЬ СЛОВА
ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры : «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
Предложения для игры :
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.
СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Ход игры:
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …
Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….
КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры:
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … ?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … ?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … ?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Ход игры:
Взлет – посадка
Взлетать – приземляться
Приезжать - …
Приплывать - … .
Поводом для речевого развития может быть любое явление природы или предмет. Рассматривая предмет, можно задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?», «Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки и характеристики предметов, что само собой способствует развитию его речи. Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые ставятся в игровой форме.
А взрослый должен стать активным соучастником игровой деятельности!