Винокурова Варвара
Игры для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием.
Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста
отличается от дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более - взрослого человека.
Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и
рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего
дыхания. Часто дети раннего возраста могут говорить и на вдохе.
Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, который состоит
Публикация «Игры для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2020
из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их неосознанно.
Дыхание бывает : грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхнегрудное, ключичное.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое.
Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по
продолжительности.
Речевое дыхание отличается от неречевого более продолжительным выдохом.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает
условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз,
сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого
дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений,
различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать
выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие
на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием,
недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и
затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха
нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать
воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их
шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе,
отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох
вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего,
сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка
контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка
развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Игра "Волшебная поляна" Материал: коробка, цветная бумага, салфетки, фантики, клей.
Представить, что перед нами поляна, где много разных бабочек. Делаем глубокий вдох, за ним следует глубокий выдох. Можно предложить ребенку подуть на оранжевую (белую, полосатую, розовую и т. д.) бабочку.
Игра " Что спряталось?" Материал: коробка, файл, дождик, цветная бумага, предметная картинка.
Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, назвать изображенную картинку.
Игра "Земляника" Материал: коробка, файл, дождик, цветная бумага, предметная картинка.
Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, назвать изображенную картинку.