Дарья Ковылина
Игры для развития мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития мышления детей дошкольного возраста.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определённые приёмы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления :
1. Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
Темочки:
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребёнка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать разнообразные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Игра «Кто что любит?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребёнком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».
Игра «Назови одним словом»
Ребёнку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например, медведь, волк, лиса, заяц – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты. Для детей более старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Например, транспорт – самолет, грузовик, автобус; птицы - голубь, ворона, воробей.
Игра «Классификация»
Ребёнку предлагают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие к подходящим.
Игра «Найди лишнюю картинку»
Эта игра развивает мыслительные операции обобщения, отвлечения, учит ребёнка выделять предмет по существенному признаку.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в одну группу по какому-либо общему признаку, а четвёртая – лишняя. Предложите ребёнку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
Игра «Найди лишнее слово»
Прочитайте ребёнку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним». Например:
Берёза, дуб, сосна, земляника;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, свитер, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
Игра «Чередование»
Предложите ребёнку нарисовать, раскрасить ил нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определённой последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек, дорожку из геометрических фигур.
Игра «Отвечай быстро!»
Взрослый бросает мяч ребёнку, называет цвет, ребёнок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно назвать не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.
Игра «Скажи как можно больше»
Это упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Например,
- назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы;овощи; фрукты.
- назови слова, относящиеся к спорту.
- назови слова, обозначающие домашних животных, диких животных, наземный транспорт, воздушный транспорт.
Игра «Говори наоборот»
Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «наоборот». Например, «большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:
Весёлый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Умный – глупый
Трудолюбивый – ленивый
Сильный – слабый
Тяжёлый - лёгкий
Трусливый – храбрый
Белый – чёрный
Твёрдый – мягкий
Шершавый – гладкий
Игра «Бывает – не бывает»
Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребёнку мяч. Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если данная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушёл на работу, поезд летит по небу, кошка хочет есть, почтальон принёс письмо, яблоко солёное, дом пошёл гулять, туфли стеклянные и т. д.
Игра «Отгадай, что я хочу сказать?»
Это упражнение на развитие скорости мышления. Взрослый начинает говорить слово, а ребёнок его заканчивает. Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребёнок быстро и легко справляется с заданием, взрослый может предложить ему придумать не одно, а столько, сколько он сможет. При этом фиксируется не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Сравнение предметов (понятий)
Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? А чем отличаются друг от друга?»
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребё нок шести-семи лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причём по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чём (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и даёт описание этого предмета. Например, «Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)». Если ребёнок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Игра «Кто кем будет?»
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребёнок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыплёнок, жёлудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т. д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребёнка за несколько ответов на вопрос.
Игра «Разложи по порядку»
В этой игре используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребёнку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развёртывания событий. В заключение ребёнок составляет рассказ по картинкам.
«Отгадывание небылиц»
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребёнок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Например: «Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?»
«Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб. На веточке растёт. Среди листочков зелёных спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».
«Пришёл я на речку. Смотрю – сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жуёт. Я подошёл, а она прыг в воду – и уплыла.
«Нелепицы»
Взрослый предлагает ребёнку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. И просит ребёнка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спрашивает, как бывает на самом деле.
«Отгадывание загадок»
Взрослый предлагает ребёнку послушать и отгадать загадки. Если ребёнок затрудняется с ответом, можно предложить ребенку карточки с различными предметами, среди которых будут и «отгадки».
Примеры загадок:
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья,
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
(тапочки)
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он – надут!
(мяч)