Ирина Дынник
Игры для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Публикация «Игры для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Для достижения лучшего результата коррекционной работы предлагаю вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Кроме того, эти игры будут интересны и детям с развитым фонематическим слухом. Они развивают способности звуко-буквенного анализа (что не маловажно во время подготовки к школе, расширяют лексический запас и дарят радость общения.
Игра № 1 «Кто больше»
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Игра № 2 «Придумай больше»
Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.
Игра № 3 «Топай-хлопай»
Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и выполнять определенные действия. Например - есть в слове звук С-хлопай, звук З- топай. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
Игра № 4 «Поймай рыбку»
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть любые звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
Игра № 5 «Самый внимательный»
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах шалаш, мешок, камыш, вышка общий звук «Ш». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра № 6 «Жужжит-шипит»
Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «Ш» и «Ж», затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «Ш», ведущий констатирует: «Шипит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».
Игра № 7 «Цепочки слов»
Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили? Можно усложнить, добавив тематику для слов (осенние (зимние, весенние, летние, животные, птицы)
Это интересно и весело! Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры. Удачи!