Шульгина Елена Геннадиевна
Игры для детей с гиперактивностью
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Развитие концентрации внимания,сосредоточенности,визуальной памяти,логического мышления,наблюдательности.
-Воспитание умения действовать по правилу,чувственного восприятия,волевой регуляции.
Задачи:
-Создание положительного эмоционального настроя.
-Формирование самоконтроля двигательной активности.
-Научить управлять движениями и контролировать своё поведение.
Публикация «Игры для детей с гиперактивностью» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Игры для детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Одним из наиболее эффективных средств в работе с гиперактивными детьми является игровая терапия. Игровая терапия существенно сглаживает их двигательное беспокойство и суетливость,позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определённого игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера,проводящиеся под руководством взрослого.
Для беспокойного расторможенного ребёнка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться в игровую ситуацию,сосредотачиваться на ней хотя бы на непродолжительное время,и выступает тем самым для ребёнка своеобразным аналогом медитации взрослых.
1. «Считалочки-бормоталочки»
По просьбе педагога дети повторяют фразу: «Идёт-бычок-качается».В первый раз произносят вслух все три слова,во второй раз вслух только «идёт- бычок»,а слово «качается» про себя,хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз произносится вслух только слово «идёт»,а слова «бычок-качается» про себя,сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвёртый раз все три слова произносят про себя,заменяя их тремя хлопками. Это будет выглядеть следующим образом:
Вариант 1:
* Идёт-бычок-качается.
Идёт-бычок-хлопок.
Идёт-хлопок-хлопок.
Хлопок-хлопок-хлопок.
Вариант 2:
* Ехал-грека-через-реку.
Ехал-грека-через-хлопок.
Ехал-грека-хлопок-хлопок.
Ехал-хлопок-хлопок-хлопок.
Хлопок-хлопок-хлопок-хлопок.
Вариант 3:
* Подарил-утёнку-ёжик-пару-кожаных-сапожек.
Подарил-утёнку-ёжик-пару-кожаных-хлопок.
Подарил-утёнку-ёжик-пару-хлопок-хлопок.
Подарил-утёнку-ёжик-хлопок-хлопок-хлопок.
Подарил-утёнку-хлопок-хлопок-хлопок-хлопок.
Подарил-хлопок-хлопок-хлопок-хлопок-хлопок.
Хлопок-хлопок-хлопок-хлопок-хлопок-хлопок.
2. «Будь внимательным»
Выбирается один ребёнок-ведущий,затейник. Педагог предлагает ему показать разные движения-упражнения детям. После показа упражнения все дети его повторяют,после показа второго упражнения,дети его запоминают и повторяют сначала первое,затем второе и т. д. до 5-6 движений. Затем педагог предлагает вспомнить и показать движения в обратном порядке 6,5,4,3,2,1.
3. «Ладошки»
Дети сидят на скамейках. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей,т. е. правую руку на левое колено
соседа справа,левую-на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей. Разобравшись с этим условием,можно приступить к выполнению упражнения,суть которого заключается в том,чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно,не обгоняя
друг друга. Задание не такое простое,как кажется,поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить,когда очередь дойдёт до собственной руки,а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается,участник ошибается. Тот,кто ошибся,убирает руку,которой была совершена ошибка.
4. «Встреча»
Дети по сигналу воспитателя начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми,кто встречается на их пути (возможно,кто-либо из детей захочет поздороваться с тем,кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определё нным образом:один хлопок-здороваемся за руку;два-здороваемся плечами;три хлопка- здороваемя спинами. Разнообразие тактильных ощущений,сопутствующих проведению этой игры,даст гиперактивному ребёнку возможность почувствовать своё тело,снять мышечное напряжение. Смена партнёров по игре помогает избавиться от ощущения отчуждённости. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
5. «Кричалки-шепталки-молчалки»
Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони:красный,жёлтый,синий. Это сигналы. Когда воспитатель поднимает красную ладонь, «кричалку»,можно бегать,кричать,сильно шуметь;жёлтая ладонь- «шепталка»,означает,что можно тихо передвигаться и шептаться;синяя ладонь- «молчалка»,призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
6. «Колпак мой треугольный»
Ведущий произносит фразу: «Колпак мой треугольный,треугольный мой колпак. А если не треугольный,то это не мой колпак». После этого все дети хором повторяют фразу. Затем,все по очереди,начиная с ведущего,произносят по одному слову из фразы. Но те дети,которым выпало говорить слово «колпак»,заменяют его жестом (например,два лёгких хлопка по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: «колпак» и «мой»(показать рукой на себя).В каждом следующем кругу играющие произносят на одно слово меньше,а «показывают» на одно слово больше. В завершающем повторе дети изображают жестами всю фразу.
7. «Ласковые лапки»
Воспитатель подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры:кусочек меха,кисточку,стеклянный флакон,бусы,вату и т. д. ,выкладывает их на стол. Ребёнку воспитатель предлагает оголить руку по локоть,объясняет,что по ней будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать,какой «зверёк»прикасался к руке-
отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими и приятными.
Вариант игры : «зверёк»может прикасаться к щеке,колену,ладони;можно поменяться с ребёнком местами.
7. «Найди отличие»
Дети делятся на группы. Они по очереди рисуют несложную картинку (котик,домик и др.) и передают её воспитателю. Дети
отворачиваются,воспитатель дорисовывает несколько деталей. Дети,взглянув на рисунок,должны сказать,какие изменения произошли.