Юлия Жукова
Использование разнообразных форм работы по развитию самооценки
К основным формам обучения детей относятся: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.); упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); этюды; импровизации; наблюдения, прогулки, экскурсии; рассматривание рисунков и фотографий; моделирование и анализ заданных ситуаций; свободное и тематическое рисование; лепка; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; мини-конкурсы, игры-соревнования.
Публикация «Использование разнообразных форм работы по развитию самооценки» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Цель проведения занятий – создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
В качестве основного метода программы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста, рекомендуется главный метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуации.
Метод сопереживания, рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное – прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации. Центральным моментом обучения по методу сопереживания для педагогов и родителей является способность поставить себя на место ребенка вне зависимости от его возраста и обстановки, а затем проанализировать собственную реакции – чувства, мысли, возможное поведение. При этом чувства рассматриваются как эмоциональные реакции, мысли – как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию, поведение – как то, что человек делает в соответствии с чувствами и мыслями в конкретных условиях, ситуациях.
Мысли и чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его поведение. Поэтому, если взрослые хотят установить с детьми хорошие отношения, то должны знать, что только понимание чувств и мыслей, умение сопереживать детям во всех их радостях и огорчениях, постигать их мысли и стимулировать их творческие порывы могут обеспечить успех.
Приемов работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста множество. Вот некоторые из тех разделов, которые направлены на формирование у детей навыков общения.
Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они – отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Доминирование отдельных эмоций у ребенка определяет характер его поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить.
Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами – более высокая ступень человеческого общения. Следует понимать, что мимика, жесты, пантомимика – наши первые помощники в общении. Ребенок 3-6 лет неистово жестикулирует.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жеста. Жесты, а также интонация, должны лишь эмоционально дополнять речь.
Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносит определенную живость в общение друг с другом.
Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка «мудрости» природы, умению видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к тому, что его окружает, к животному и растительному миру.
Особую радость детям приносит общение с животными, особенно с маленькими. Наблюдать за их ростом, играть с ними – для малыша большое удовольствие: о них можно позаботиться, их можно покормить и защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах. Он познает сложность окружающего мира, наблюдая за природой, ее явлениями, животными и растениями на прогулках, экскурсиях, во время игр. Поэтому следует доступно и обстоятельно отвечать ребенку.
Игры детей отражают окружающую их действительность, сопровождаются эмоционально-положительным состоянием, радуют их, доставляют им удовольствие и в то же время открывают путь к познанию мира. Играя, ребенок получает знания о предметах, их свойствах; в игре развивается внимание, память, воображение, мышление. В игре создаются возможности для развития личности малыша. Во время игры дети встречаются с различными затруднениями, требующими сообразительности, умения, учатся добиваться поставленной цели.
В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образцов поведения, свойственных взрослым.
Сказка играет большую роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии. Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка – все это оказывает глубокое влияние на развитие как отдельных психических процессов, так и детской личности в целом.
Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции. Старшие дети настолько укрепляются в этой позиции, что начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности. Таким образом, восприятие сказки способствует познанию ребенком окружающей действительности.
Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития этой еще неокрепшей формы психической деятельности у ребенка.
Старшие дошкольники уже аргументируют свои оценки, указывая на более общее, общественное значение того или иного поступка. Здесь имеет место совершенно сознательная оценка не только внешних поступков, но и внутренних качеств человека – оценка, исходящая из высоких, социально-значимых мотивов.
Таким образом, под влиянием художественного повествования, у ребенка возникают не только новые представления о тех или иных явлениях действительности, но он по-новому начинает относиться к ним, по-новому их оценивать.
Постигая различные навыки общения, ребенок постигает свое «Я», через общение он приходит к адекватной оценке и самооценке своей личности.