Светлана Емельяненко
Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника.
Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира ребёнка в истории и в современности. Проведен анализ игрового набора ребёнка как опредмеченной картины мира. Представлены результаты исследования отношения современного ребёнка-дошкольника к игрушке.
Публикация «Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника,» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольное детство, игрушка в истории и современности, картина мира ребёнка, игровая среда, игровой набор, отношение ребёнка к игрушке, «игрушка хорошая, плохая, любимая» (проективная рисуночная методика Абраменковой В. В.).
В современном стремительно меняющемся мире формирование целостной картины мира ребенка становится одной из приоритетных педагогических задач. Это нашло своё отражение в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010 г., пп. 3.3.4, 3.3.6, 3.3.10, и в разрабатываемом сегодня Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Образ мира в начале ХХI века теряет свою определенность. Тем более актуальным для дошкольного образования становится изучение картины мира современного ребенка, а также средств и методов ее становления.
Детская картина мира – особая система значений, представлений, отношений ребёнка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определённой социальной ситуации развития. [1] Формирование детской картины мира идет тремя путями – через влияние взрослых, через самостоятельное познание, через влияние детской субкультуры. [8] Первые представления о мире даются ребенку очень рано, еще в младенческом возрасте через материнский фольклор. Эти первые составляющие образа мира ребенок осмысливает в самостоятельном познании действительности и прежде всего в игре. Поскольку ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном детстве является игра, то игрушка, которую взрослый даёт ребёнку, оказывает существенное влияние на становление его картины мира.
Игрушка – одна из универсалий человечества. Ее роль в развитии ребенка кажется очевидной. Ее влияние на внутренний мир детей волнует родителей и воспитателей. Сегодня психологи и педагоги, поднимая вопрос о кризисе детской игры, об изменении ее сути и качества, отмечают и то, что существенно изменилась и сама игрушка.
Чтобы оценить эти изменения, необходимо взглянуть на историю игрушки. Суть явления, а игрушка это, безусловно, явление культуры, раскрывается в пространстве, ограниченном вопросами о его происхождении и о его функциях. Поиск сути, таким образом, происходит не в самом явлении, а том, что самому явлению внеположено: из того, что ему предшествует (история) и того, для кого оно существует (человек).
На протяжении всей истории человека игрушка сопутствует ему, выступая в роли помощника и посредника между ребёнком и миром. Такое длительное сосуществование не может быть случайным, и обусловлено особой ролью игрушки, прежде всего образной, в развитии ребёнка. «Существует гипотеза, что первый культурный предмет не только в человеческой жизни – онтогенезе, но и в развитии человеческого общества – социогенезе, может быть, был именно игрушкой, т. е. тем, что не имело прямого утилитарного значения» [2,c. 142].
Игрушка приходит в мир ребёнка от взрослого. На исторически более ранних этапах своего онтогенеза она рождается на глазах у ребенка. «Специфика духовной близости ребёнка и взрослого, по мнению В. И. Слободчикова, состоит в одухотворении взрослым жизненного мира ребёнка» [9, c. 54]. Процесс одухотворения может занимать долгий период, порой весь период детства. Недаром в русской традиционной культуре ответственность родителей за детей распространялась на время, которое образно обозначено «от колыбели до колыбели». Духовная близость ребёнка и взрослого возникает в пространстве детско-взрослой общности, в той особой реальности, которая становится колыбелью развития ребёнка. Это «пространство между не может существовать вне языка, вне психологических орудий – медиаторов» [4, с. 257]. Человечество за свою историю "изобрело" всего четыре медиатора – знак, слово, символ, миф. [В. П. Зинченко, А. Ф. Лосев]
Одним из таких посредников является детская игрушка, которая способна принять на себя роль любого из созданных культурой медиаторов. Существуя в особом пространстве со-бытийной общности, игрушка преодолевает свою «вещность» (В. Н. Топоров) и становится посредником – «медиатором» между ребёнком и миром культуры. Она и знак – обозначение предмета или человека. Она и символ – обобщённый образ человека, Другого и одновременно Я. Она способна вступать в диалог с ребёнком, поскольку воспринимается им как носитель слова – живое существо, и сама представляет текст, заложенный создавшим её взрослым. Она и миф, с которым связана генетически.
Диалогичность игрушки является её чрезвычайно значимой функцией. Кукла через диалог вписывается в семиотическое поле. Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры. Образная игрушка способна вступать в деятельный конструктивный диалог с ребёнком, в котором постепенно раскрываются её различные смыслы. Игра ребёнка, по мнению В. Зеньковского, не только вся пронизана влечением к смысловой сфере, она одно из простейших средств для проникновения в неё. [5, с. 108].
Существенное значение имеет способ прочтения текста, заложенного в игрушке. О специфике детского и взрослого восприятия очень образно писал Ю. М. Лотман. Взрослая аудитория «относится к художественному тексту как получатель информации: смотрит, слушает, читает, сидит в кресле театра, стоит перед статуей в музеё, твердо помнит: «руками не трогать», «не нарушайте тишину» и уж конечно «не лезьте на сцену» и «не вмешивайтесь в пьесу». Вторая относится к тексту как участник игры: кричит, трогает, вмешивается, картинку не смотрит, а вертит, тыкает в неё пальцами, говорит за нарисованных людей, в пьесу вмешивается, указывая актерам, бьет книжку или целует её» [7, c.378]. Для мира взрослых характерно пассивное восприятие текста, в мире детей идет активная выработка информации в процессе смыслопорождающей игры.
Эта разница взглядов взрослого и ребёнка в истории игрушки сыграла почти роковую роль. Поскольку сама по себе игрушка, даже обладая всем своим воспитательным потенциалом, не может запустить механизм свободной игры без взрослого, появление первой образной игрушки, связано с процессом её предъявления. В традиционной культуре родитель или воспитывающий взрослый делает такую значимую игрушку для малыша в его присутствии, одушевляя её, передавая своё отношение. С развитием промышленного производства и химических технологий, процесс изготовления игрушки перешел от воспитывающего взрослого к производителю, живущему в логике рынка. Постепенно этот важнейший процесс не только выпадает из поля зрения ребёнка, но и становится независимым от воспитывающего взрослого. Образ современной игрушки рождается в мастерской художника, дизайнера игрушки и принадлежит только ему. Мы получаем готовый культурный текст, который был в неё заложен мастером, но лишены контекста, который сопровождал её создание.
В игрушке наиболее ярко проявляется образ той культуры, которая её породила. Каждое поколение, каждая социальная среда вкладывают свой текст в игрушку, которую даёт своим детям. Игровой набор ребёнка это своеобразная «опредмеченная» картина мира, создаваемая взрослым и осваиваемая ребёнком. Известно, что игрушечный мир отличается большим консерватизмом. Наборы детских игрушек сохранились неизменными практически до наших дней. И все же сегодня происходят существенные изменения в игровом наборе ребёнка, которые не могут не отразиться на его картине мира.
Современные игрушки в основном сохранили традиционный игровой набор. Однако существенно изменился внешний вид игрушки, их стало невообразимо больше. Безусловно, новым явлением стали игрушки, изображающие всевозможных монстров, фантазийных существ и других героев мультипликации. Они выпускаются серийно и связаны более с коммерцией, чем с потребностями ребёнка. Такие игрушки очень популярны, дёшевы, имеют разработанную программу поведения и историю жизни, воплощённую в медиа-продукции. Текст, заложенный в образе игрушки, часто не соответствует контексту, заданному мультфильмом или фильмом, в котором действует данный персонаж. В результате ребёнок теряет критерии различения плохого и хорошего, добра и зла. Появление таких игрушек существенно изменяет детскую картину мира.
Образная игрушка и, прежде всего, кукла, одновременно становится «особым средством массовой информации» [2]. Она вступает в борьбу за умы и интересы детей и родителей, навязывая новые идеалы. Образ человека, который является главным в кукле, искажается, деформируется, либо присваивается неживым предметам (роботы, трансформеры, машинки) и фантазийным существам. За промышленный период своей истории игрушка из символа человека превратилась в модель, искажающую как его телесность, так и собственно человеческое содержание.
Проведённый анализ игровых наборов детей разных сословий позволяет сделать следующие выводы. Среди игрушек можно выделить особые, связанные с идеей будущего служения ребёнка, его главной работой в жизни. Для царевича таким служением является управление государством. Поэтому игрушечное знамя становится символом его будущей государственной ответственности. Для дворянского мальчика будущее было связано с воинской или государственной службой. Игрушечный солдатик оказывается символом не столько войны, сколько служения как идеи. Очевидно, что и крестьянский конь является для крестьянского мальчика символом его земледельческого служения, его роли будущего кормильца в государстве. Таким образом, критерием выбора взрослым значимой игрушки для мальчика является идея его будущего социального служения.
Отметим, что основным женским служением во всех сословиях была семья и материнство, что очевидно проявляется в девичьих игрушках. Исключение составляет образная игрушка младенец-«пеленашка», которая была первой игрушкой ребёнка в раннем возрасте вне зависимости от его пола. Поэтому эта игрушка через свой образ транслировала и закрепляла в игровой деятельности с ней не только у девочек, но и у мальчиков важнейший для человеческой картины мира аспект родительства.
Кустарные игрушки составляли основание игровых наборов детей на протяжении нескольких столетий. Они транслировали национальный образ мира, его своеобразие, эстетические и этические нормы. Сегодня такой игрушки нет в игровом наборе ребёнка. Начиная с советского периода в нашей истории, кукла-мама, пережившая период «гонений» за буржуазность, заменяется куклой-девочкой и утрачивает идеальную норму взрослости, перестает транслировать такие общечеловеческие ценности как материнство, семья, защищённое детство. Существенно изменившийся образ куклы, не теряя силы своего потенциала в воздействии на картину мира ребёнка, формирует у девочки не только новый образ женственности, но и новую стратегию женского поведения.
Конь постепенно исчез из игрового набора ребёнка, поскольку актуальность и смысл игрушки постепенно утрачивается. Сегодня это в основном маленькие фантазийные лошадки, которыми играют девочки. Новой в игровом наборе детей можно считать появившуюся чуть более ста лет назад мягкую игрушку, которая в наши дни составляет основу детского игрового набора. Вместе с мягкой игрушкой в детскую пришли зооморфные образы, которых раньше практически не было. Совершенно не представлены в исторических игровых наборах монстры, инфернальные и фантазийные персонажи. Традиционная культура избегала материализации в игрушке образов зла. Сегодня такие игрушки не только не редки, но и достаточно популярны, особенно у мальчиков.