Юлия Сазонова
Инновационная культура современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования постиндустриального общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим интеллектуальным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.
Публикация «Инновационная культура современного педагога» размещена в разделах
Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Мировой опыт показывает, что социально-экономическое развитие государства и его конкурентоспособность на внешнем рынке обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды "генерации знаний", эффективной системой образования, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.
Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получившей воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Основными свойствами инновации являются новизна, практическая воплощенность, коммерческая реализуемость. В широком же смысле инновация – синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений.
Для осуществления и распространения инноваций необходимо, чтобы современная образовательная система формировалась и развивалась, как глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Сегодня именно с этих позиций мы в первую очередь должны подходить к задачам развития образования, конечно же, не забывая других главных его задач — развития личности, формирования гуманитарных ценностей, воспитания патриота и гражданина.
В XXI столетии сфера образования должна представлять собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Это тот «локомотив социальных реформ», который должен приводить в движение всю страну, задавать скорость и направление для последующего экономического развития России. Именно об этом говорил еще в XIX веке министр народного просвещения А. В. Головнин, утверждая, что сфера образования «должна идти впереди общественного развития и являть другим ведомствам образцы реформаторской деятельности». Об этом же говорится и в современном нам документе - Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" : «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире … Школа является критически важным элементом в этом процессе; новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития и новые учителя - открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» .
Но вот другой вопрос: как может российская система образования, являющаяся достаточно статичной, справиться с ролью такого локомотива, устремленного вперед? Действительно, энергичный импульс уже получен: мощный посыл в виде целого пакета программных и законодательных документов, определяющих образовательную политику на многие годы вперед. С помощью таких документов, как «Закон об образовании», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы», задан определенный вектор, формирующий направление комплексного развития всей системы образования.
Однако, в центре любых инновационных процессов образовательного процесса стоит фигура педагога, именно от него зависит будущее России. А педагоги-практики, к сожалению, отмечают, что внедрение инновационных процессов в школы зачастую носит хаотичный и бессистемный характер. Это значит, что обремененный множеством забот, испытывающий перегрузки, среди которых большая доля – психологические, учитель самостоятельно продолжает поиск универсальных технологий, которые кажутся ему более эффективными. Поиск конкретных методик ведётся для решения конкретных задач в конкретный временной период для конкретного класса. Продолжается традиционная эксплуатация учительского энтузиазма. Необходимость отчитываться в инновационной деятельности, быть «на гребне волны» нередко приводит к тому, что такая деятельность существует только на бумаге: хорошо забытые старые истины выдают за новые, придумывают звучные названия, и вот, инновационный продукт готов! Пример тому – серьезная тема в некоторых ДОУ - «Инновации в технологии изготовления песочных куличиков», над которой, используя теоретические выкладки, тщательно и плодотворно работают педагоги. Все эти факторы свидетельствуют об отсутствии у многих педагогов умения и готовности осуществлять инновационную деятельность на профессиональном уровне: отсутствует мастерство новатора, не сформирована соответствующая компетентность, предполагающая наличие у педагога глубоких знаний и опыта в сфере осуществления исследований и нововведений.
О том, что зачастую у современного жителя России (не только у педагогов) отсутствуют ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, говорится и в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Поэтому, быть может, пора ввести и актуализировать такое понятие как «инновационная культура», которую называют стратегическим ресурсом XXI века? Для чего? Для осмысленного отношения к понятию «инновация», к его смыслу и содержанию, для профессионального овладения и грамотного, обоснованного использования инновационного материала.
В социологических словарях под инновационной культурой понимается «устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности». Именно инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.
Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.
Отметим, что термин «инновационная культура педагога» уже все чаще появляется в статьях, публичных выступлениях и научных диссертациях, как новая, актуальная тема для научного исследования. Исследователи все чаще заявляют о превращении процесса развития инновационной культуры в организованный, упорядоченный процесс с научно-обоснованной базой, определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников. И это естественно, поскольку многообразие инновационных преобразований, проводимых сегодня, требует серьезного научно-методического обеспечения, понимания тенденций инновационных изменений, знания новых технологий и методов обучения, умения анализировать и оценивать свою деятельность.
Педагог, обладающий инновационной культурой, не только имеет желание, потребность, внутреннюю мотивацию осуществлять инновационную деятельность, но и знает, как рационально, грамотно, с пользой организовать и осуществить на практике такую деятельность. Именно такой педагог может, проанализировав проблематику по актуальным для себя вопросам, заниматься подлинно инновационной деятельностью. Он сможет четко представлять направленность, содержание новшества, уровень своей подготовленности к этому процессу, и осознавать возможные последствия своих изысканий. Возможно, в круг деятельности такого педагога будут вовлечены коллеги, управленческий аппарат. Скорей всего, в зону его педагогического влияния попадут и ученики, которые могут стать полноправными участниками инновационного процесса. Таким образом, ученики у такого наставника-новатора сами будут овладевать навыками инновационной культуры, закладывая базис для непрерывного образования, создавая элитный фонд для последующего развития российского общества. Другими словами, наличие у педагога инновационной культуры должно представлять собой феномен, в котором качественно изменяется характер сотрудничества педагога и учащегося.
Итак, для того, чтобы образование действительно стало определяющим фактором в инновационном развитии страны, той мощной базой, на которой будет базироваться основание будущего процветания России, необходимо формирование инновационной культуры у целого поколения педагогов. Для перехода качества образования на принципиально другой уровень нужны не только новаторы-руководители, но и новаторы-теоретики, новаторы-практики, и, как ни парадоксально, новаторы-ученики. В системе образования предстоит разработать механизм формирования не столько позитивного, сколько конструктивного отношения к нововведениям, как к особо значимой ценности. При этом особое внимание должно быть обращено на инновационную культуру педагога как высшее проявление его творческих, профессиональных и личностных качеств, как индикатор эффективности инновационной деятельности в образовательной сфере