Юлия Ганжина
Игровые упражнения, психотренинги для формирования толерантных установок детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения, психотренинги для формирования толерантных установок, развития социальной сферы детей старшего дошкольного возраста
1. Психогимнастика «Прощание»
Дети встают в круг, плечом к плечу, держась друг за друга, с закрытыми глазами медленно раскачиваются. Когда открывают глаза, говорят друг другу «До свидания».
2. Психогимнастика «Приветствие»
Публикация «Игровые упражнения, психотренинги для формирования толерантных установок детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети стоят в кругу, держась за руки. По очереди тихо пожимают руку соседа и говорят слова приветствия: «Здравствуй,. (называет имя, я очень рад (а) тебя видеть!»
3. Игровое упражнение «Мы соскучились друг по другу».
Воспитатель предлагает сесть в круг, протягивает свои руки в центр круга, и дети кладут свои ладошки на ладонь воспитателя так, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», которое никому не разжать.
- Давайте скажем, друг другу, как мы скучали, как мы друг
друга любим. (Начинает воспитатель, продолжают дети).
4. Рисование «Вот какой я!»
Детям предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом.
Обсудите рисунки, чем они различаются.
Рефлексия
Какой рисунок тебе нравится?
Ты часто рисуешь себя?
Сколько лет этому человеку?
А он кто, мальчик или девочка?
В каком рисунке и что именно ты хотел бы изменить?
Методические рекомендации. Важно обратить внимание на сходство изображения с оригиналом: насколько тщательно прорисовано лицо, все ли его части изображены, как нарисованы туловище, руки, ноги. С помощью рисунка фиксируйте своеобразие половой и возрастной идентификации. Если есть затруднения, планируйте специальные упражнения на исправления. После беседы дайте ребенку возможность исправить, дорисовать картинку.
5. Поведенческий психотренинг «Как выйти из ссоры»
Детям предлагается разыграть сценку, в которой ссорятся трое ребят, не поделивших игрушку. Необходимо вникнуть в ситуацию и попытаться всех примирить. Педагог наблюдает за решением детей и помогает им при необходимости.
6. Игровое упражнение «Расскажи о себе»
Использовать выражения:
— меня зовут. ;
— больше всего на свете мне нравится. ;
— я люблю. ;
— я умею делать. .
Методические рекомендации: Обратите внимание на эмоциональность ребенка, его речевую свободу и активность при информировании о себе, отражение интересов, умений детей, а также принятие и непринятие себя с учетом уверенности - неуверенности.
7. Игровое упражнение «Ты мне нравишься»
Каждый участник группы по очереди произносит фразу, например: «Катя, ты мне нравишься тем, что».». Начинает ведущий. Ни один ребенок не должен остаться без внимания.
Рефлексия:
Какое задание тебе понравилось больше (меньше? Нравишься ли ты сам себе? Как ты сейчас себя чувствуешь? Какое у тебя настроение?
8. Игровое упражнение «Какой я?»
Дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопрос «Какой я?». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы, чувства, каждое предложение начинается с местоимения «я».
Рефлексия:
Каких ответов у тебя больше: положительных или отрицательных?
Ты доволен или недоволен собой?
9. Игра «Мой портрет»
Дети отвечают на вопрос «За что я себя люблю?», на другой — «За что я себя ругаю?».
Рефлексия
Ты себя чаще хвалишь или ругаешь?
Хочется ли тебе измениться? В чем?
Что для этого нужно сделать?
Методические рекомендации: Необходимо обратить внимание на доминирующую самооценку ребенка.
10. Игровой тренинг «Как тебя зовут?»
Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем еще раз поиграть с именами. Когда зазвучит музыка, начинайте ходить по комнате. При этом подходите к другим детям и шепчите им на ушко свое имя. Когда музыка закончится, остановитесь.
Упражнение длится 2 мин.
Сейчас снова зазвучит музыка, только теперь вам нужно будет подходить к детям и шептать им на ушко не свое, а их имена.
Упражнение длится 2 мин.
Рефлексия
Запомнил ли ты, как кого зовут?
Чье имя тебе было труднее всего запомнить?
Чье имя тебе нравится больше всего?
Все ли назвали твое имя?
Все ли имена ты вспомнил?
11. Игровое упражнение «Кого не хватает»
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то из детей?
Если в этот день кого-то нет, обратите на это внимание всех детей и попросите вспомнить имя отсутствующего.
Хочу предложить вам игру: один из вас будет прятаться, а остальные отгадывать, кто именно спрятался. Сначала попрошу всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и накрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кто спрятался. А теперь закройте глаза.
Рефлексия:
Знаешь ли ты всех детей группы по именам?
Чьи имена ты еще не запомнил?
Тебе было легко отгадывать?
Что затрудняло тебя в игре?
Как ты чувствовал себя, сидя под одеялом?
Важно ли было, чтобы про себя дети вспомнили конфликтные, деструктивные моменты в общении детей и обязательно их корректировать
12. Игровое упражнение «Комплименты»
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Попробуйте сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить друг друга. Тот, кому говорятся слова, может ответить: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
Ведущий начинает игру. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, подсказывает.
Рефлексия:
Легко ли тебе было сказать комплимент?
Понравился ли комплимент, который сказали тебе?
Какие слова ты особенно запомнил?
Что ты чувствовал, когда слушал слова, обращенные к тебе?
Чему ты сегодня научился?
Что нового о себе ты узнал сегодня?
Методические рекомендации. Желательно, чтобы в первую очередь в роли водящего побывали дети неуверенные, застенчивые, замкнутые, тревожные, с неблагоприятной статусной категорией среди сверстников. Заметьте, от кого ребенок не получает достаточно положительных эмоций, оценок. Это может свидетельствовать о нарушении контакта.
13. Игровое упражнение «Секрет»
Ведущий. Сейчас некоторые из вас получат по секрету предмет из сундучка.
Ведущий кладет в ладошку ребенка пуговицу, бусинку, другой мелкий предмет и зажимает кулак.
Другие попробуют разными способами уговорить показать свой секрет.
Рефлексия:
Удалось ли тебе уговорить показать секреты? Как ты это сделал? Какие слова ты при этом говорил?
Легко ли было сделать это?
Хотелось ли тебе раскрыть свой секрет?
Для кого ты это сделал?
Чему ты научился сейчас?
Методические рекомендации: Обратите внимание, какие способы использует ребенок при уговаривании. Ведущий следит за обменом секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.