Людмила Крупичка
Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе. Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Публикация «Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это такие как дидактическая игра, театрализованные игры, пальчиковые игры. Я хочу вам рассказать о пальчиковых играх.
Пальчиковые игры позволяют активизировать работоспособность головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития : развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры - конструкторы,
мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д. ; кукольные театры:
пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений
«гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.
Предлагаю вам поиграть в такую игру:
Игра «Моя семья»
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка, попеременно массируем пальцы руки,
Этот пальчик – дедушка, на последней строке сжимаем и разжимаем
Этот пальчик – бабушка, кулачки.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими
орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с
использованием разнообразного материала: бросовым, природным,
хозяйственно-бытовым.
Вашему вниманию предлагаю следующие игры:
1. Насыпаем в чашку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой.
«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ – топ – топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.
Вот как мы умеем: топ - топ-топ».
2. Игра с крупой ( используем любую крупу: гречку, рис, пшено).
Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней
рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не
рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте
ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое
занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На
следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и
проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и
проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не
сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите
его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.
3. Игры с пробками от бутылок
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не
отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.
-Пальчики в сапожках шагают по дорожке,
-Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.
4. Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
5. Игра с карандашом.
(лучше использовать карандаш - шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Игры с бусинами, пуговицами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,
что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно
сортировать по размеру, цвету, форме.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
-Дома я одна скучала,
-Бусы мамины достала.
-Бусы я перебираю,
-Свои пальцы развиваю.
Вот такие несложные и доступные пальчиковые игры можно провести с детьми не только в саду, но и порекомендовать родителям.
Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для
ребенка дошкольного возраста, поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки.
Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. «Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.
Спасибо за внимание!