Владимир Стрельцов
Игровые технологии проведения физкультурных занятий в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В. П. Стрельцов
воспитатель по физической культуре, г. Пятигорск МБДОУ № 26 «Аленький цветочек»
Как известно, игра является основным ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Этот факт положен в основу требований ФГОС ДО к проведению занятий и выполнению упражнения игровым способом. Это логично, так как игра позволяет повысить мотивацию ребенка во время занятий и позволяет лучше усваивать материал.
Публикация «Игровые технологии проведения физкультурных занятий в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Вместе с тем, в процессе использования игрового метода появляются и определенные трудности. Особенности игрового метода выполнения упражнений позволяют повысить эмоциональный фон, сформировать положительную мотивацию, облегчить переносимость нагрузки. В то же время игровой метод позволяет более свободно варьировать форму упражнений, исходных и промежуточных положений и траекторию движений. Это создает определенные трудности при выполнении регламентированных упражнений, затрудняет контроль нагрузки, ее дозировку и соблюдение правильной техники упражнений.
Таким образом, есть необходимость сформировать игровую технологию проведения физкультурных занятий, которая учитывает следующие условия:
- формирует положительную мотивацию у детей,
- обеспечивает определенную свободу выполнения упражнения в рамках заданного регламента действий,
- позволяет контролировать и точно дозировать нагрузку в различных аспектах.
Современное физическое воспитание дошкольников использует разнообразные формы проведения физкультурных занятий, в том числе игровым и соревновательным способами. Многие из этих форм считаются инновационными и отличаются от традиционного подхода. Однако, основу системы физкультурных занятий все же составляют традиционные классические занятия смешанного типа. Рассматриваемая нами игровая технология относится как раз к этому типу занятий.
Классическое смешанное физкультурное занятия включает три основных группы упражнений:
- строевые и общеразвивающие упражнения, выполняемые строго регламентированным способом,
- упражнения в основных видах движений (ОВД, выполняются в основном регламентированным способом, а при совершенствовании могут выполняться игровым способом,
- подвижная игра выполняется игровым или соревновательным способом.
Для выполнения требования ФГОС ДО использовать преимущественно игровой методы проведения занятий, необходимо обыгрывать упражнения, выполняемые строго регламентированным способом, соединить регламент и игру таким образом, чтобы повысить общую эффективность занятия.
Основными факторами, формирующими игру дошкольников являются сюжет, роли и правила. Традиционные сюжетные и бессюжетные подвижные игры с правилами широко используются в конце основной части занятия и вопросов не вызывают. Немного по-другому дело обстоит с использованием сюжетов и ролей для вводной, подготовительной и начала основной частей занятия. То есть, для строевых, общеразвивающих упражнений и упражнений в основных видах движений, которые обычно выполняются строго регламентированным способом.
Для создания и поддержания игровой мотивации при выполнении этих упражнений необходимо формирование и ролевое проигрывание сюжета и образа каждого упражнения или группы упражнений, цепочка превращений образов. Это обусловлено использованием знакомых детям сюжетов литературно-художественных произведений, видеофильмов и т. д. а также предварительной работой по ознакомлению с сюжетами и ролями.
Дошкольное детство – возраст преобладания непроизвольного внимания и памяти. Ребенок внимателен к тому, что представляет для него непосредственный интерес, возбуждает эмоции, и запоминает то, что привлекает его внимание и «запоминается само». Используя сюжетные упражнения, воспринимаемыми детьми как часть игры, воспитатель вызывает и поддерживает непроизвольное внимание ребенка.
Наряду с этим, словесные инструкции, применяемые в процессе разучивания и выполнения упражнений, способствуют развитию произвольного опосредованного внимания. Запоминание детьми отдельных упражнений, а также их последовательности, использование специальных методических приемов (например, задание вспомнить, какое упражнение соответствует тому или иному названию, образу, тому или иному отрывку сказки) стимулирует развитие памяти.
Использование словесных методов (название упражнения, словесные указания и объяснения, словесное описание движений, а также выполнение упражнений в сопровождении художественного текста, элементов фольклора (потешек, поговорок, закличек) способствует развитию речи.
Осознанное овладение упражнениями, а также применение специальных методических приемов (например, таких, как разучивание упражнений по словесному описанию движений, использование загадок, занимательных задач) имеют большое значение для умственного и познавательного развития детей. Применение сюжетных, образных игр на физкультурных занятиях, приемов имитации и подражания содействует развитию воображения дошкольников, развивает и совершенствует их образное мышление. Парные, групповые и коллективные игры при выполнении упражнений способствуют социально коммуникативному развитию.
В методическом плане, игровой способ проведения физкультурных занятий и выполнения отдельных упражнений естественным путем создает условия интеграции образовательных областей, в отличие от классического регламентированного, где нужно этому уделять специальное внимание.
В физкультурных занятиях детей разных возрастов используется различное содержание, однако структура занятия едина для всех возрастов. Для применения игрового способа в практике физкультурных занятий нами в МБДОУ № 26 Аленький цветочек г. Пятигорска был разработан следующий алгоритм.
Подготовка к занятиям. Разработка комплекса образов, на основе дробления сюжетов на составляющие элементы и роли. Каждое упражнение использует собственный образ. Смена образов происходит в соответствии со сменой упражнений, без остановки процесса занятия, как цепочка волшебных превращений.
Вводная часть. Построение, приветствие, создание игровой мотивации. Организация сюжета – использование дробного сюжета. Комплекс упражнений в ходьбе, беге, поскоках по залу заданным регламентированным способом с сюжетно-ролевой игровой организацией.
Подготовительная часть. После проведения игровых упражнений вводной части необходимо перестроиться для проведения комплекса общеразвивающих упражнений. Перестроение происходит также игровым способом, при этом используются образы, сюжеты и приемы соответствующие возрасту детей. Младший и средний возраст, как правило, перестраивается в общий круг. Дети старшей и подготовительной групп перестраиваются с колонны или занимают заранее обусловленные места. С помощью игрового метода достигается минимизация времени перестроения.
Далее выполняется комплекс общеразвивающих упражнений, обыгрывание которого производится тем же способом дробного сюжета и комплекса образов. Образы упражнений не обязательно должны быть связаны между собой. Некоторые упражнения могут объединяться образным мини-сюжетом.
Основная часть. В этой части занятия имеются свои особенности организации. Возможна пауза для расстановки инвентаря. Эта пауза заполняется воспитателем, который проводит с детьми игру мини-викторину или другую подобную игру, которую можно охарактеризовать как «интеллектуальную паузу» по аналогии с физкультминуткой на других познавательных занятиях. Более всего это характерно для занятий со старшими дошкольниками.
Эта игра мини-викторина позволяет заполнить техническую паузу, увеличивая плотность занятия, способствует интеграции образовательных областей, обеспечивает взаимодействие воспитателя и физрука на занятии.
В этой части занятия прорабатываются два-три упражнения в основных движениях с постепенным усложнением по разным параметрам. Сначала выполняются более сложные или новые упражнения, требующие больше внимания и координационно более сложные. Для этих упражнений подбирается преимущественно сюжетно-ролевой игровой способ выполнения, который позволяет обеспечить безопасность детей и эффективное обучение.
В конце основной части занятия проводится игра с правилам с включением достаточно отработанных основных движений. Таким образом, в основной части занятия осуществляется переход от сюжетно-ролевой организации к игре с правилами в соревновательно-игровом стиле.
Заключительная часть. Постепенное снижение нагрузки требует применения сюжетно-ролевой игры с невысокой интенсивностью движений и упражнений. Широкое применение выразительных движений, дыхательных и релаксационных упражнений предполагает использование ментальных образов, спокойного музыкального сопровождения.
Рефлексия. Своеобразное «вспоминание» и подведение итогов занятия в конце заключительной части эффективно проводить в игровом стиле, для поддержания положительной мотивации и использования непроизвольного игрового внимания детей.
Разработка и применение подобного алгоритма существенно облегчает решение некоторых задач ФГОС ДО:
- Органично без специальных усилий осуществляется интеграция образовательных областей в процесс физкультурных занятий.
- Снижается психическая напряженность нагрузки, характерная для освоения сложных упражнений.
- Повышается общая и моторная плотность занятий.
- Осуществляется взаимодействие воспитателя и физрука на занятии.
- Наряду с развитием физических качеств стимулируется развитие психических процессов – произвольного и непроизвольного внимания, восприятия, образного и абстрактного мышления, памяти, речи.
Общепризнанно, что игровой метод является основным в дошкольном образовании, однако для его реализации на практике необходимо отказаться от стереотипной формы проведения классических физкультурных занятий. Приводимый алгоритм игрового способа проведения занятий, содержащий в себе и элементы дидактики, направлен на формирование у детей игровой мотивации и позволяет создать в процессе выполнения упражнений атмосферу непосредственного эмоционального общения взрослого и детей.