Мякишева Евгения Васильевна
Игровые технологии на занятиях по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Математическое развитие включает:
1. Развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости.
2. Научить ребенка считать, измерять и решать арифметические задачи.
3. Развитие умения конструировать предметами, знаками, словами.
Занятие - ребенок выполняет задание взрослого.
Игра - ребенок решает свою собственную задачу.
Темочки:
Игровая технология – педагогическая технология, основанная на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, носит практический и доступный характер, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.
Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически, активизирует их мышление, побуждает самостоятельно отыскивать ответы на вопросы или самостоятельно изыскивать способ выполнения задания, и тем самым способствуют развитию их инициативы, находчивости, изобретательности. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т. е в интерес к математике. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей.
Её задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Значение игровой технологии: деятельность для реализации творчества,
способ обучения, метод терапии, первый шаг социализации ребёнка в обществе, позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Актуальность применения игровых технологий на занятиях по математики:
*игровые формы обучения создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и дошкольника, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования;
*игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением;
*в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности
разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.
*игра делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Трудности в использовании игровой технологии:
***Требует большого творческого потенциала от самого воспитателя.
***Необходим большой запас времени на подготовку и проведение подобных занятий.
***Трудность воспитания и сохранения дисциплины в рамках всего учебного занятия.
На занятиях используются различные игры:
1. “ Математические загадки”– способствуют
формированию внимания ребёнка и его интеллектуальных
способностей, учат выделять существенные признаки предметов.
2. “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди
предмет, отличающий от других”, где нужно искать одинаковые
свойства или признаки предметов, учат рассуждать.
3. “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”,– учат быть наблюдательным и внимательным.
4. “Я знаю пять названий…”,– для развития интеллектуальных способностей детей, учат классифицировать и обобщать.
“Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” – формируют количественные и качественные понятия.
“Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”– развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Занятия путешествия: «По сказкам», «На остров Чудес», «В город Цифроград», «На Луну», «Математическое королевство».
Математические турниры: «Умники и умницы», «Самый умный первоклассник».
Викторины, конкурсы: «Торопись, да не ошибись», «В гостях у профессора Математики», «Задания для Незнайки».
Проведение занятий с использованием игровых технологий помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Организованная в русле игровых технологий работа по математическому развитию детей отвечает интересам самих дошкольников, воздействуя на все стороны развития личности ребёнка, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для них и стимулирует педагогов к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми.
Творческих вам успехов, коллеги!