Приложение МААМ

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Вероника Ковалевская
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников актуальный вопрос современной педагогики. Доказано, что активное развитие интеллекта в дошкольный период повышает процент обучаемости детей в школе. Важен не только объем знаний, которыми владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а умеет ли он их получать, рассуждать, мыслить, делать выводы, понимать происходящие закономерности.

Публикация «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Создание условий, обеспечивающих развитие умственных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии. Поэтому важно направить усилия педагогов на поиски эффективных педагогических технологий для решения этих задач.

В дошкольном возрасте игра рассматривается как ведущая деятельность, ее развивающий потенциал заложен в самой природе игры.

Применение в работе с детьми игровых технологий способствует решению многих проблем связанных с интеллектуальным развитием дошкольников :

- игра дает толчок развитию познавательной активности детей, стимулирует их самостоятельную поисковую деятельность;

- исходя их характера игровых взаимоотношений, позиция взрослого и ребенка строится на партнерских началах;

- игра обогащает жизненный опыт детей;

- педагог не может предугадать ход игры, что требует от него гибкости мышления и готовности совместно с воспитанниками искать новые, нестандартные пути.

В настоящее время, для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, существует большое количество игровых технологий, рассмотрим самые популярные из них.

Технология развивающих игр Б. П. Никитина направлена на развитие

интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. В процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина дети знакомятся с геометрическими фигурами и объемными телами, приобретают навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу, у детей развивается пространственное ориентирование и мышление, восприятие, внимание, память, воображение, формируются психологические предпосылки для овладения исследовательской деятельности.

Главное отличие игр - это многофункциональность и безграничный

простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи.

Далее рассмотрим педагогическую технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей авторами, которой выступают: В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая

Отличительными особенностями развивающих игр Воскобовича выступает их многофункциональность, широкий возрастной диапазон участников игр, сказочная «огранка», творческий потенциал, конструктивные элементы. Применение в работе данной технологии способствует развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового, умения наблюдать, исследовать окружающий мир, развивает воображение, креативное мышление, математические и речевые умения.

Технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Дошкольников привлекает сказочный сюжет игр, а это и дополнительная мотивация для продуктивной деятельности, осуществляемой в «зоне ближайшего развития».

Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, поможет педагогам научить детей классифицировать предметы и объекты окружающего их мира, нестандартно мыслить, находить новые решения проблем. В решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа, поэтому у детей развивается гибкость мышления и фантазия.

В основу данной педагогической технологии заложены следующие методы и приемы: игры «Да–Нет», метод «Круги Луллия», метод «Морфологический анализ»,, модель «Элемент – Имя признака – Значение признака», метод «Системный оператор», методика работы с именами признаков «Метод фокальных объектов», техника сужения поля поиска решения проблемы, приемы формирования чувствительности к противоречиям, метод синектики, типовые приемы фантазирования (ТПФ).

Не менее эффективным, в интеллектуальном развитии дошкольников, являются логические блоки, которые разработал венгерский психолог и

математик Дьенеш.

Игры – занятия с блоками Дьенеша владеют большими развивающими возможностями, они позволяют ребенку освоить способы действий, которые необходимы для формирования у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, умение проявлять инициативу и настойчивость в достижении цели.

Дидактическое пособие «Логические блоки» представляет собой 48 объёмных геометрических фигур, которые различаются по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется по четырем признакам: цвет, форма, размер и толщина. В процессе игр с блоками Дьенеша у ребенка формируются все важные мыслительные умения и познавательные процессы, которые составляют основу для математического развития.

Игровая технология «Палочки Кюизенера» предполагает использование счетных палочек. Цветные палочки представляют собой многофункциональное математическое пособие, которое позволит педагогу сформировать у ребенка понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. В процессе игры с цветными палочками, у ребенка развивается творческий потенциал, фантазия и воображение, познавательная активность, мелкая моторика рук, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование, восприятие, комбинаторные и конструктивные способности.

Игровые технологии являются основой для интеллектуального развития детей дошкольного возраста и тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В процессе интеллектуальных игр дети считают, складывают, вычитают, решают разного рода развивающие математические задачи, формирующие определенные логические операции, что является основой для развития интеллекта ребенка.

Библиографическое описание:

1. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича : вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 17-20.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : учебное пособие / Л. С. Выгодский. – Москва: Союз-Видео, 1997. – 96 с.

3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: учебное пособие / Н. Ф. Губанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 86 с.

4. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

5. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Е. И. Касаткина // Управление ДОУ. - 2012. - № 5. – С. 79-81

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возрастаСценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальный конкурс «Умка». Цель игры: создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста,.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2023 в 11:07
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Ковалевская (УИ 752756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД