Вероника Ковалевская
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников актуальный вопрос современной педагогики. Доказано, что активное развитие интеллекта в дошкольный период повышает процент обучаемости детей в школе. Важен не только объем знаний, которыми владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а умеет ли он их получать, рассуждать, мыслить, делать выводы, понимать происходящие закономерности.
Публикация «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Создание условий, обеспечивающих развитие умственных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии. Поэтому важно направить усилия педагогов на поиски эффективных педагогических технологий для решения этих задач.
В дошкольном возрасте игра рассматривается как ведущая деятельность, ее развивающий потенциал заложен в самой природе игры.
Применение в работе с детьми игровых технологий способствует решению многих проблем связанных с интеллектуальным развитием дошкольников :
- игра дает толчок развитию познавательной активности детей, стимулирует их самостоятельную поисковую деятельность;
- исходя их характера игровых взаимоотношений, позиция взрослого и ребенка строится на партнерских началах;
- игра обогащает жизненный опыт детей;
- педагог не может предугадать ход игры, что требует от него гибкости мышления и готовности совместно с воспитанниками искать новые, нестандартные пути.
В настоящее время, для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, существует большое количество игровых технологий, рассмотрим самые популярные из них.
Технология развивающих игр Б. П. Никитина направлена на развитие
интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. В процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина дети знакомятся с геометрическими фигурами и объемными телами, приобретают навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу, у детей развивается пространственное ориентирование и мышление, восприятие, внимание, память, воображение, формируются психологические предпосылки для овладения исследовательской деятельности.
Главное отличие игр - это многофункциональность и безграничный
простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи.
Далее рассмотрим педагогическую технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей авторами, которой выступают: В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая
Отличительными особенностями развивающих игр Воскобовича выступает их многофункциональность, широкий возрастной диапазон участников игр, сказочная «огранка», творческий потенциал, конструктивные элементы. Применение в работе данной технологии способствует развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового, умения наблюдать, исследовать окружающий мир, развивает воображение, креативное мышление, математические и речевые умения.
Технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Дошкольников привлекает сказочный сюжет игр, а это и дополнительная мотивация для продуктивной деятельности, осуществляемой в «зоне ближайшего развития».
Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, поможет педагогам научить детей классифицировать предметы и объекты окружающего их мира, нестандартно мыслить, находить новые решения проблем. В решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа, поэтому у детей развивается гибкость мышления и фантазия.
В основу данной педагогической технологии заложены следующие методы и приемы: игры «Да–Нет», метод «Круги Луллия», метод «Морфологический анализ»,, модель «Элемент – Имя признака – Значение признака», метод «Системный оператор», методика работы с именами признаков «Метод фокальных объектов», техника сужения поля поиска решения проблемы, приемы формирования чувствительности к противоречиям, метод синектики, типовые приемы фантазирования (ТПФ).
Не менее эффективным, в интеллектуальном развитии дошкольников, являются логические блоки, которые разработал венгерский психолог и
математик Дьенеш.
Игры – занятия с блоками Дьенеша владеют большими развивающими возможностями, они позволяют ребенку освоить способы действий, которые необходимы для формирования у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, умение проявлять инициативу и настойчивость в достижении цели.
Дидактическое пособие «Логические блоки» представляет собой 48 объёмных геометрических фигур, которые различаются по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется по четырем признакам: цвет, форма, размер и толщина. В процессе игр с блоками Дьенеша у ребенка формируются все важные мыслительные умения и познавательные процессы, которые составляют основу для математического развития.
Игровая технология «Палочки Кюизенера» предполагает использование счетных палочек. Цветные палочки представляют собой многофункциональное математическое пособие, которое позволит педагогу сформировать у ребенка понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. В процессе игры с цветными палочками, у ребенка развивается творческий потенциал, фантазия и воображение, познавательная активность, мелкая моторика рук, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование, восприятие, комбинаторные и конструктивные способности.
Игровые технологии являются основой для интеллектуального развития детей дошкольного возраста и тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В процессе интеллектуальных игр дети считают, складывают, вычитают, решают разного рода развивающие математические задачи, формирующие определенные логические операции, что является основой для развития интеллекта ребенка.
Библиографическое описание:
1. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича : вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 17-20.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : учебное пособие / Л. С. Выгодский. – Москва: Союз-Видео, 1997. – 96 с.
3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: учебное пособие / Н. Ф. Губанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 86 с.
4. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
5. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Е. И. Касаткина // Управление ДОУ. - 2012. - № 5. – С. 79-81