Ирина Киселева
Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Киселева Ирина Васильевна
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
1) пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
2) расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
3) повысить познавательную активность и работоспособность детей;
4) активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
Публикация «Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков» размещена в разделах
5) плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
6) увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Кто дольше?
Ребёнок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звёздочкой, картинкой и т. д. ). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кто больше?
Используется любой счётный материал (фигурки, квадратики и т. д. ). За каждое правильное произнесение звука, слога или слова логопед и ребёнок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
Ступеньки
На листе бумаги логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя автоматизируемый звук (слог, слово, словосочетание или предложение). Другой вариант: ребёнок сам выкладывает на столе ступеньки из счётных палочек или спичек. Задание остаётся прежним.
Ромашка
Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы и могут читать.
На листе бумаги логопед рисует ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р; л; ш; ж; с. ). На лепестках цветка пишутся гласные буквы. Ребёнок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, ру. ; ар, ор, ур. . Можно предложить ребёнку придумать слова, которые будут начинаться с прочитанного слога или слова, которые будут заканчиваться данным слогом (ракета, арбуз; конура , повар).
Говорящие руки
Иногда ребёнку долго не удаётся ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Например, автоматизация звука "ш". Логопед даёт инструкцию: Мы с тобой поиграем в игру "Говорящие руки". Левую руку научим говорить звук "ш", а правую - "а". Давай попробуем! Логопед берёт своей рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение звука "ш" с лёгким ударом руки по столу, точно так же правая рука "обучается" говорить звук "а". Поочерёдно, слегка ударяя руками по столу, ребёнок в медленном темпе произносит "ш - а". Постепенно пауза между "ш" и "а" сокращается, и ребёнок переходит к слитному проговариванию.
Раз - шажок, два - шажок
Ребёнок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.
Телеграмма
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребёнку, называет звук (слог или пару слогов; слово или пару слов). Ребёнок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к логопеду. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение можно использовать не только ля автоматизации звуков, но и для развития фонематического восприятия.