Лариса Некипелова
Игровые приёмы как средство обучения грамоте дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач детского сада - это подготовить дошкольников к овладению элементарными навыками письма и чтения. То есть формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, ознакомлении детей с буквами и ориентировка в словесном составе предложения.
Публикация «Игровые приёмы как средство обучения грамоте дошкольников» размещена в разделах
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «гласный звук», «согласный звук», «Твёрдый», «Мягкий», «буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребёнка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями.
При подготовке детей к усвоению грамоты целесообразно использовать разнообразные игровые приёмы.
Как показали исследования, при занятиях с дошкольниками, использование игровых приёмов может почти на 50 % улучшить результаты образовательной деятельности, программный материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность в течение всего занятия даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.
Все игровые приёмы можно разделить на несколько групп:
Использование в занятии игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания, просит детей о помощи. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя (при ознакомлении со звуком У, Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь, кот Леопольд (звук Ль).
Создание игровой ситуации. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например, путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в Москву на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.
Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При ознакомлении со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз, А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
Использование дидактических игр и игровых упражнений. Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков. Дидактическая игра должна соответствовать этапу обучения грамоте, индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
Использование наглядного занимательного материала: на этапе ознакомления детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий» можно применять пособие «Звуковые замки», «Звуковички». При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком замке он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Исходя из этого, при изучении каждого звука и буквы на занятии создаётся игровая ситуация с использованием персонажей.
При ознакомлении со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз, А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д.
Далее уточняется артикуляция звука и его характеристика. Для этого мы используем пособие «Язычки-звуковички».
Для развития фонематического восприятия можно использовать следующие игровые приёмы по типу «Услышишь звук - подай сигнал»:
Упражнение «Сигнальщики». У детей в руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета. Услышав звук [у], дети поднимают фонарики.
Выделение звука:
а) из ряда гласных звуков: а, о, у, и, у. ;
б) из слогов: ух, aп, ос, ум.
в) из ряда слов: …
Ребенок поднимает соответствующий звуку кружок.
Упражнение «Поймай комарика». Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.
Упражнение «Поймай жука». Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.
Упражнение «Самолёт». «Язычки-звуковички», «Звуковички». Используются для дифференциации по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, гласный-согласный.
Упражнение «Весёлые певцы». Услышав звук поднимают животного с артикуляцией нужного звука.
Упражнение «Умная машина». Умная машина сигналит пешеходам первым звуком их названия. Волку – звуком [в], мышке – звуком [м]. Как сигналит машина этим пешеходам?
Игра «Звуковая мозаика». Перед каждым ребёнком квадрат, разделенный на 9 частей и по пять фишек красного цвета.
Логопед произносит слова. Если в слове есть звук [у], нужно закрыть клеточку фишкой красного цвета; если в слове звука У нет, клеточку следует пропустить.
Работать нужно начинать с верхнего ряда. Покажите верхний ряд.
Раскладывать фишки будем слева направо. Покажите, как мы будем раскладывать фишки.
Первое слово соответствует верхней левой клеточке. Покажите эту клеточку.
Слова: аист, умница, иволга, удочка, учит, паук, тапки, туфли, кот.
Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова».
Упражнение «Домики».
Упражнение «Соберем вещи». Корзинки, домики и к ним схемы.
В одну корзинку положим предметы, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.
Упражнение «Подбери картинки к схеме». Использование раздаточных карточек.
Упражнение «Поезд». 1 вагон – начало, 2 – середина, 3-конец слова.
Деление слов на слоги.
Упражнение «Кто в домике живёт?»
Упражнение «Поезд». 1 вагон – 1 слог и т. д.
Упражнение «Подбери схему».
Упражнение «Слогоцветик». Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.
Упражнение «Магазин». Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов названии этого предмета.
Упражнение «Поезд». Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слогов в слове.
Звуковой анализ и синтез
Упражнение «Живые звуки». Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности.
Упражнение «Соберём слово по звукам». Логопед называет детям слово, а дети называют звуки.
Упражнение «Подбери схему к картинке». Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.
Упражнение «Подбери картинку к схеме». Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.
Упражнение «Прочитай» слово по первым звукам картинок». Логопед предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.
Знакомство с буквами, первоначальные навыки чтения
В процессе работы над звуками происходит формирование звукобуквенных связей и закрепляется графический образ буквы.
Упражнение «Подними букву». Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей. Услышав слово с заданным звуком, дети поднимают соответствующую букву.
Упражнение «Сложи букву». Конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного образа составление буквы можно предложить по образцу и по памяти.
Упражнение «Узнай на ощупь». Наждачные буквы. Дети узнают их на ощупь.
Упражнение «Отгадай по описанию».
Две палочки, наверху перекладина. (П)
Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ
Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.
Палочка - посередине вверху перекладина – Т.
Упражнение «Слово рассыпалось». Дети оставляют слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.
Упражнение «Разложи предметы по величине».
При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.
Упражнение «Путаница». Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.
Упражнение «Прочитай по первым буквам».
Анализ предложений
Работу над предложением следует проводить в два этапа. Сначала дети учатся вычленять предложений из текста и подсчитывать их количество. Затем детей знакомят со словесным составом предложения.
Упражнение «Живые слова». Слова изображают дети, им предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.
Упражнение «Подружим слов». Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Мама, завязывать, девочка, бант.
Упражнение «Подбери предложение к схеме».
Упражнение «Исправь ошибку». Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли Незнайка записал предложение? Согласны ли вы с ним?
Упражнение «Какое слово убежало?» На доске схема предложения совместно составленная детьми. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.
Упражнение «Волшебный кубик». На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.
Игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Педагог, работающий с детьми с нарушениями речи, должен заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.