Татьяна Прожерина
Игровые приемы в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приемы в логопедической практике
При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы потому, что важно не только реализовать поставленные задачи, но и длительное время удерживать внимание детей на учебном материале.
В своей работе над произношением я активно использую нетрадиционные методы: кинезиологические упражнения, биоэнергопластику.
Публикация «Игровые приемы в логопедической практике» размещена в разделах
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.
Благодаря использованию элементов кинезиологии и биоэнергопластики у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижается утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
Сегодня я хочу представить вам игровые приемы, используемые мной при автоматизации звуков. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Предлагаю вам хитрую игру. Называется она «Удар по столу». Я кладу на стол правую руку ладонью вниз и говорю кусочек слова. Например: ал. Вы должны произнести этот кусочек и одновременно ударить кулаком по столу. Внимание: не забывайте смотреть на мою руку! Как только увидите, что я перевернула руку ладонью вверх – немедленно замолкайте и прекращайте бить по столу. Сколько раз вы ударили по столу после того, как я перевернула руку, столько у вас штрафных очков.
Ал – ол – ул – ыл – ел – ял – ол – ыл – ал и т. д.
А теперь азартная игра. Я кладу на стол руку, в которой зажата конфета. Вы делаете все, то же самое, бьете по столу и произносите кусочки слов, и при этом зорко смотрите на мою руку. Если я внезапно разжала руку, вы должны немедленно замолчать и попытаться схватить конфету! Учтите: если вы вовремя не заметите, что я разжала руку и не попытаетесь ухватить конфету, я снова сожму ладонь и конфета вам не достанется… Не зевайте, будьте бдительны!
Ла – ло – лу –лы – лэ – ло –ла –лу – лэ – лы и т. д.
«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Также позволяет проводить работу над грамматическими категориями, рисуя правой рукой круги и произнося слова. Левой рукой рисуем круги при произношении слов с уменьшительным или увеличительным значением.
«Кулак-ребро-ладонь» - три положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. На этапе автоматизации звуков я добавляю к движениям рук произношение слов с автоматизируемым звуком.
«Лезгинка» -чередование положений рук с одновременным произношением какой-либо чистоговорки.
Со – со – со - у Сони колесо.
Су – су – су – мы видели лису.
Играем в «Цап-цап, или Убери палец»
Приставляем палец к моим ладоням и повторяем за мной разные слова. Слушайте внимательно: как только я скажу слово «клей» надо немедленно отдернуть руку, иначе я схвачу палец и он так и останется приклеенным к моей ладони.
Аллея лилия линейка Илья Юля поленья колья июль ели лейка белье Наталья талия клей лисичка лимон люк клей поляна малина Люба туфли липа клей
Игра «Не одно и тоже»
Я буду кидать вам мячик и называть слова, например: Носок-носки или сумка - сумки вы должны ловить мячик и кидать мне обратно. Повторяя то, что я сказала. Не забывайте правильно произносить звуки. Но будьте внимательны если я что-нибудь перепутаю, например, скажу «носок - сумки». Ни в коем случае не ловите мяч и не повторяйте этой чепухи! Вы ведь знаете, что носки и сумки - это не одно и то же. Учтите, сколько раз вы ошибетесь, столько слов с этим звуком нужно будет придумать.
Сапог – сапоги
Совок –совки
Капуста – коляски
Кусок – куски
Стол – столы
Самолет –самолеты
Коса –лисы
Сумка – сумки
Суп – бусы
Косынка - косынки
Играем в «Зеркало» Я произношу разные фразы и делаю то, что в них говорится. Вы должны повторить фразу, которую я произнесла и выполнить то же самое движение, которое я сделала, так как будто вы мое отражение. Смотрите не запутайтесь с правой и левой стороной. Запомните: если я подняла правую руку-вы должны поднять левую!
Я мою плиту водою. (Круговые движения правой рукой)
Я даю Оле юбку. (Протянуть левую руку вперед)
Я ем малину и калину. (Поднести правую руку ко рту)
Я гуляю по поляне. (движения пальцами левой руки)
Я купаю Лялю. (Правой рукой сделать движения, как будто поливаешь ребенка из кувшина)
Оля дает опята Коле. (Протянуть левую руку вперед)
Надя и мама пекли блины. (Сделать правой рукой движение, будто помешиваешь ложкой в миске)
После такой напряженной деятельности нужно немножко отдохнуть. Я буду читать короткие фразы и стишки, а вы красиво и четко их повторять. Но постарайтесь не потерять бдительность, потому, что я буду вас запутывать.
Илья и Юля гуляют по аллее.
Юля и Лиля надевают туфли. Кто гуляет по аллее?
Лиля льет воду на лилию.
У Юли линейка, а у Ильи клей. Что у Юли?
Три свиристели
Еле-еле
Свистели на ели.
Юля и Илья вылепили оленя.
У Юли лейка. Кто лепил оленя?
Юля поливает лицо из лейки.
Коля и Толя бегали в поле. Что Коля и Толя
делали в поле?
Я водою Лилю мою
Лилю мою, мою, мою.
В каждой игре речевой материал подбирается в соответствии с автоматизируемым звуком.