Мария Куренкова
Игровые приемы по предупреждению дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
учитель-логопед
Куренкова М. А.
Игровые приемы по предупреждению дислексии и дисграфии
у детей старшего дошкольного возраста
Дисграфия и дислексия – это не отдельное речевое нарушение, а комплексное нарушение тех или иных психофизиологических процессов: зрительное и слуховое восприятие, зрительная память, артикуляторный аппарат, установление логических связей.
Публикация «Игровые приемы по предупреждению дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Виды дисграфии.
Артикуляторно-акустическая - ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
Акустическая - замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т. д., свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д., аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т. д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т. д.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове; повторение букв и (или) слогов; контоминация - в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
Аграмматическая - связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).
Оптическая - недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (написание лишних элементов буквы или наоборот недостаточное количество элементов буквы, зеркальное написание букв) .
• ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
• совершенствование речевых навыков;
• формирование соответствующих предпосылок интеллекта;
• формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия;
• формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.
• ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Основные задачи коррекционного обучения:
-Развитие фонематического восприятия.
-Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
-Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
-Определение положения звука по отношению к другим звукам.
• ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Основные задачи коррекционного обучения:
• Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
• Развитие конструктивного праксиса.
• Развитие мнестических представлений.
• Развитие графомоторных навыков и умений.
• Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
• Дифференциация смешиваемых букв.
• ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Основные задачи коррекционного обучения:
• Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
• Развитие навыков слогового анализа и синтеза
• Развитие языкового анализа и синтеза:
• Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.
Классификация дислексии
Выделяют следующие виды дислексии : фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную.
На занятиях по обучению грамоте для профилактики дисграфии и дислексии используются звуковые цветовые замки, звукоград, звуковые символы, символы звуков и букв (на что похожа буква – П похожа на футбольные ворота, на турник, буква А на шалаш и т. д., игры и игровые упражнения : допиши букву, обведи все такие же буквы, хлопни в ладоши, если услышишь звук, выложи букву, найди слова с одинаковым первым или последним слогом, выдели слова в предложение, интерактивные игры «Волк и овцы», «Спасение принцессы», «Бедный дракончик», «Волк учит буквы»…