Татьяна Носкова
Игровые приемы для профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию презентацию с семинара для педагогов ДОУ по теме: «Игровые приемы для профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста»
План семинара:
1. Недостатки звукопроизношения.
2. Причины.
3. Комплексная работа по формированию правильного звукопроизношения:
- Организация правильной речевой среды;
- Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие пальчиковой моторики.
Публикация «Игровые приемы для профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
В последнее время отмечается тенденция к увеличению детей с нарушениями речи. Для того чтобы таких детей было меньше, необходимо проводить профилактическую работу, начиная с более раннего дошкольного возраста. Это можно сделать благодаря комплексной целенаправленной работе специалистов коррекционного сопровождения совместно с педагогами детских садов и родителей. Комплексная работа включает в себя:
- работу по организации правильной речевой среды,
- работу по развитию слухового внимания, фонематического слуха и восприятия;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие пальчиковой моторики.
Для этого предлагаются:
Игры по развитию слухового внимания
и фонематического слуха
для детей 2 -3 лет.
Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира;
Игры на различение звуков по силе (громко-тихо);
Игры на определение направления звука;
Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных, птиц по звукоподражанию
Игры на развитие фонематического восприятия у детей 3-4 лет.
Игры на ознакомление с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата;
Игры на различение изолированных речевых звуков;
Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости;
Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных, птиц по звукоподражаниям;
Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными;
Игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов;
Игры на усвоение понятия «ряда»;
Игры на развитие умения выделять первый и второй звук из двух гласных звуков.
Игры по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей 4 лет и старше.
Игры на ознакомление с понятием «звук», «слово»;
Игры на различение изолированных речевых звуков;
Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости;
Игры на различение изолированных согласных звуков по твердости - мягкости;
Продолжение игр на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными;
Продолжение игр, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов;
Игры на выделение первого гласного и согласного звука в словах;
Игры на выделение согласных и гласных звуков из конца слов
Также важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции– осуществление газообмена– дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание.
Речевое дыхание– основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Поэтому очень важно проводить различные игры по развитию речевого дыхания.
Развитие артикуляционной моторики также играет немаловажную роль для того, чтобы у ребенка формировалась правильная речь. Артикуляционная гимнастика расширяет возможности осознанного усвоения звуков и помогает формировать полноценное
звукопроизношение.
Поэтому надо регулярно проводить артикуляционную гимнастику для детей. Упражнения несложные и дети легко овладевают ими.
И еще одним из направлений работы является развитие мелкой моторики.
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей эмоциональный подъем и оказывает тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Логопед знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук
2 группа. Упражнения условно статические
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
Ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на крупе. Также можно проводить различные игры с бумагой, пластилином, с пуговицами и др. материалами.
Таким образом, регулярно используя различные игровые приемы, можно добиться красивой правильной речи у детей дошкольного возраста.