елена юркова
Игровые пособия как средство саморазвития детей по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Е. Н. Юркова, Г. Т. Андрюшкова.
Игровые пособия как средство саморазвития детей.
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином»
Педагог-новатор Ш. А. Амонашвили.
Темочки:
- Безопасность. Самообразование
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- ПДД. Уголки и центры
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Основным требованием к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Учитывая индивидуальность и возрастные особенности детей, перед нами стоит важная задача, заключающаяся в выборе средств и методов, способствующих развитию, саморазвитию детей и достижению новых образовательных результатов, обеспечивающих максимальную реализацию образовательного потенциала.
Мы поставили перед собой цель - создание условий, способствующих достижению новых образовательных результатов в развитии детей.
Для достижения этой цели мы наметили ряд задач:
1) для педагогов:
- создать игровые пособия, способствующие формированию у детей интеллектуальных, личностных качеств, проявлению самостоятельности и инициативы, повышению уровня любознательности, активности и побуждающие к саморазвитию;
- получить выраженные положительные изменения в развитии детей;
- повысить эффективность педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов;
2) для организации образовательного процесса:
- использовать новые игровые пособия, выполняющие образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, способствующие проявлению у детей инициативности, самостоятельности и их потребности в саморазвитии;
- предоставить детям возможность использования разнообразных методов развития в разных направлениях.
Предполагаемый результат:
Использование игровых пособий :
- научит детей решать проблемные ситуации разными методами, проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- разовьет умение у детей думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, излагать свои мысли понятно для окружающих, самостоятельно высказывать свои суждения;
- сформирует устойчивый интерес к учебной деятельности;
- позволит проявлять личностные качества, самостоятельность, потребность к саморазвитию.
Чтобы создать условия способствующие достижению новых образовательных результатов, мы создали игровые пособия «Игровой макет» и «Кубики развития», которые наполнили предметно-пространственную среду в группе и помогли организовать образовательную деятельность детей по разным направлениям с использованием разных методов развития дошкольников.
1. Игровое пособие «Игровой макет».
Нами был сделан устойчивый и удобный в обращении макет, он легко складывается с помощью шарниров, соединяющих три створки, обтянутые плотным фетром и перемещается с места на место с помощью колесиков. В комплекте с макетом мы собрали контейнеры с раздаточным материалом по различным темам согласно тематического планирования и интересов детей. Раздаточный материал состоит из фигур, сделанных из фетра, предметных и иллюстрированных картинок.
Применяя данное пособие, мы использовали такие методы как:
Метод моделирования.
С помощью раздаточного материала дети моделируют проблемные, игровые ситуации. Моделированные ситуации детям могут быть предложены педагогами, либо организованны самими детьми. Первоначально дети индивидуально (в паре, подгруппой) в каждом разделе моделируют ситуацию.
Например: Опасные предметы: дома-1раздел, в лесу – 2раздел, на улице- 3раздел.
Метод взаимообучения.
Дети, моделирующие ситуацию, определяют правила поведения в ней и знакомят остальных детей со своей смоделированной ситуацией. Так происходит одновременно в каждом из 3 разделов. Далее дети начинают передвигаться с лева на право, из раздела в раздел. Тот, кто знакомил с правилами поведения в данной ситуации, тот переходит по кругу в следующий раздел, а один ребенок из пришедших детей в этот раздел остается и знакомит с правилами поведения в моделированной ситуации подошедших детей из другого раздела. Таким образом, дети обучают друг друга по трем самостоятельно смоделированным ситуациям. В процессе дети рассказывают, обсуждают, запоминают, дополняют, взаимообучая друг друга.
Метод сравнения.
Используя данный метод, в каждом разделе для сравнения детям могут быть представлены смоделированные ситуации, предметы, явления природы и др.
Перейдя из одного раздела в другой, дети по памяти сравнивают, находят сходства и различия. Обсуждают, доказывают свою точку зрения, выдвигают умозаключения, делают выводы. Сравнивать можно как в одном отделе макета, так и одновременно во всех.
Игровое пособие представляет огромный интерес для познавательной деятельности каждого ребенка, дает возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира, новой игры.
2. Игровое пособие «Кубики развития»
Также нами было создано и использовано игровое пособие «Кубики развития», которое состоит из 9 кубиков с прозрачными карманами на каждой стороне кубика, с прилагающим набором картинок и игровым персонажем кубиком «Мистер Кроссенс», находящимися в раздвижном контейнере.
Пособие представляет собой игру, включающую в себя проблемную ситуацию, которую дети самостоятельно решают. В решении, проблемной ситуации, дети могут использовать разные способы : догадаться самому, аргументировать свое мнение, послушать мнение другого ребенка, принять его либо опротестовать, использовать подсказку; задать вопрос педагогу, детям; обсудить свой вариант решения с другими детьми. Для достижения результата детям необходимо проявить коммуникативные, познавательные, интеллектуальные способности и придти к единому мнению.
Кубики с картинками раскладываются цепочкой. На картинках находящихся с верхней стороны кубиков изображены предметы, явления, признаки, отражающие ассоциативную связь и основной смысл зашифрованного. На картинках, находящихся с нижней стороны кубиков, изображены дополнительные подсказки. Картинки меняются в кармашках кубиков согласно загаданной теме. На последнем кубике изображен знак вопроса, означающий, что зашифровано и что следует угадать детям. После рассуждений детей с применением по необходимости подсказок, дети договариваются, и решают о чем идет речь, придя к единому мнению, переворачивают последний кубик со знаком вопроса и на его обратной стороне узнают, правильно ли они угадали.
Это игровое пособие мы начали применять с детьми второй младшей, средней группы. На первоначальном этапе работа начинается с трех кубиков. По мере освоения детьми работы с игровым пособием количество кубиков увеличивается до девяти. Затем дети могут самостоятельно загадывать тему, предмет, явление и даже деятельность, которой они хотят заниматься. Использование игрового пособия позволяет детям развивать самостоятельность и инициативу, как в решении проблемной ситуации, так и в ее создании.
Наши игровые пособия можно использовать по всем областям и направлениям образовательной деятельности, что дает возможность использования разнообразных методов развития в разных направлениях.
В процессе работы с пособиями дети проявляют умение рассуждать, обосновывать и доказывать свое мнение, решать проблемные ситуации, находить ассоциативные связи между предметами, явлениями, признаками, у них проявляется большой интерес к образовательной деятельности. Данная деятельность способствует формированию у детей интеллектуальных, личностных качеств, проявлению самостоятельности и инициативы, повышению уровня любознательности, активности, тем самым побуждая к саморазвитию.
При применении игровых пособий детям легче усваивать материал, а педагогу анализировать индивидуальные способности, знания и умении детей, выявлять затруднения проявляемые воспитанниками, используя метод наблюдения.
Гистограмма диагностических исследований в старшей группе за 2019-2020 учебный год, методом наблюдения.
Результат: созданные условия, способствуют достижению новых образовательных результатов в развитии детей.
Используя игровые пособия дети :
- научились решать проблемные ситуации разными методами, проявляют инициативу с целью получения новых знаний;
- проявляют умение думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, излагать свои мысли понятно для окружающих, самостоятельно высказывать свои суждения;
- проявляют устойчивый интерес к учебной деятельности;
- проявляют свои личностные качества, самостоятельность, потребность к саморазвитию.
Вывод: Данные пособия можно использовать с 2-3 лет, применяя методы, соответствующие возрасту и на завершении дошкольного возраста дети достигают запланированного нами результата.