ОКСАНА ШАДЕНКОВА
Игровые образовательные ситуации в адаптационный период. Занятия для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИОС №5.
ЗАДАЧИ: развитие наблюдательности, внимания, памяти, произ
вольности движений, умения объединять слова в группы по
определенным признакам, определять, к какой группе отно
сится то или иное слово.
ОБОРУДОВАНИЕ: мяч, музыкальное сопровождение.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I.РАЗМИНКА.
II. ИТОГ предыдущего занятия.
Ш. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
1. Игра «Переходы».
Повторение. Игру провести не более 2 раз. Посмотреть, насколько дети усвоили понятия о возможных цветах волос. Если будут дети, которые допус-тили ошибки, им следует еще раз объяснить, в чем они ошиблись.
Публикация «Игровые образовательные ситуации в адаптационный период, Занятия для младших дошкольников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
2. Игра «Кто есть кто? Что есть что?».
Продолжение. (Подробное описание правил игры см. в занятии № 4). На пятом занятии следует взять следующие три группы слов: овощи, фрукты и, можно деревья. Рекомендации к игре те же.
3. Игра «Запретное движение».
Звучит веселая ритмичная музыка ( например: И. Дунаевский «До чего же хорошо кругом»). Дети стоят полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (например, приседание) - запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.
Рекомендации: в игру лучше первый раз поиграть не более 2-х раз, причем ведущих следует заранее подготовить, чтобы не терялись и знали, что им делать, какие движения выполнять. В последующие занятия ведущих не следует уже заранее готовить.
4. Игра «Гомеостат».
Если игра в предыдущие занятия не получилась, то ее нужно повторить.
IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
ИОС № 6
ЗАДАЧИ: развитие внимания, зрительной памяти, формирование эле
ментов логического мышления (умения опредeлять, к какой
группе относится слово, произвольности движений, расшире
ние словарного запаса.
ОБОРУДОВАНИЕ: мяч; музыкальное оборудование.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I.РАЗМИНКА.
II. ИТОГ предыдущего занятия.
Ш. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Запретное движение».
(Правила этой игры смотрите в занятии № 5). Первый раз игру повто-рить в том варианте, в котором дети играли на предыдущем занятии. Если дети успешно научились справляться с игрой в этом варианте, игру можно усложнить. Сделать два запретных движения, т. е. к первому запретному добавить еще одно любое. Ведущим в игре может стать любой ребенок по желанию. В конце игры выделяют детей, которые наиболее успешно сумели справиться с правилами игры.
2. Игра «Запомни порядок».
Выбирают 5-6 детей. Остальные – «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 участников выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.
Рекомендации: следует отметить детей, которым удалось запомнить правильно. Игру повторить не более 4-х раз. На следующем занятии можно еще раз в нее сыграть.
3. Игра «Угадай группу»
Принцип этой игры тот же, что в игре «Кто есть кто? Что есть что?» (подробнее см. в занятии №4). Кидая мяч, водящий называет любое слово, а ребенок, поймав мяч и кинув его обратно, должен сказать, к какой группе относится это слово.
Рекомендации: с детьми нужно перед началом игры обговорить, что называть можно такие слова, которые он сам и другие дети смогут отнести к определенной группе. Если детям трудно придумывать слова, то им помочь и назвать несколько примеров. При допущении ошибок следует их исправлять.
4. Игра «Составим сказку» (l-й вариант).
Нужно с детьми выбрать всем хорошо знакомую сказку. При необхо-димости можно кратко вспомнить ее содержание. «А теперь мы попробуем рас-сказать эту сказку следующим образом, каждый из присутствующих будет говорить по одному предложению из этой сказки, причем так, чтобы у нас с вами получилась целая сказка».
Рекомендации: если у кого-то из детей возникают трудности во время игры, ему следует помочь. Помочь этому ребенку может воспитатель или сами дети.
IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
ИОС № 7
ЗАДАЧИ: расширение словарного запаса детей, формирование элемен
тов логического и творческого мышления, произвольного
внимания, памяти, воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное сопровождение.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I.РАЗМИНКА.
II. ИТОГ предыдущего занятия.
Ш. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Составим сказку»
(правила игры подробнее см. в занятии № 6). Меняются условия: когда в игру играют второй раз, нужно усложнить правила составления сказки. Усложнение может быть следующим: каждое предложение должно начинаться на букву п, н и т. д.
Рекомендации: детям может быть трудно самим справиться с данным условием. Ребятам нужно помочь, подсказать принцип подбора слов, с которых будет начинаться каждое из предложений этой сказки. В последующих играх, дети сами уже смогут выполнять это задание.
2. Игра «Слушай хлопки!»
Дети двигаются свободно в группе под спокойную музыку. Когда ве-дущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 секунд.
1 - поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую)
2 - поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны)
руки между ногами на полу).
3 - дети возобновляют ходьбу.
Рекомендации: каждую позу можно придумать вместе с детьми в про-цессе заучивания. Дети должны во время игры свободно двигаться, не мешая друг другу. Игру в предложенном варианте проиграть не более 4 раз, если ребята быстро и правильно справляются с ней, игру можно усложнить, добавив еще 2 позы ( например: зайчики, лошадки и т. д.).
3. Игра «Тактильный образ».
Дети разбиваются на пары, если кому-то не хватает пары, можно допустить, чтобы была одна тройка. Один из пары детей встает вперед другой - за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине своего партнера образ, например: кораблик или дом. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, пара делает шаг вперед; дети меняются местами. Побеждает та пара, которая быстрей доходит до руководителя.
Рекомендации: ребятам перед началом игры следует пояснить, что рисовать предметы нужно точно и выбирать небольшие по количеству детали.
4. Игра «Монолог картошки».
«Представьте, что картошка оживает. Сейчас вы должны за 6 минут придумать монолог картошки. А потом нам его рассказать от имени картошки».
Рекомендации: если дети затрудняются, то можно рассказать несколь-ко возможных вариантов. В конце игры выделяют лучшие монологи.
IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
ИОС № 8
ЗАДАЧИ: развитие произвольного внимания, формирование элементов
логического мышления, развитие мыслительных ассоциатив
ных связей, пространственной ориентации, расширение сло
варного запаса.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное обеспечение, мяч, набор предметных
картинок.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I.РАЗМИНКА.
II. ИТОГ предыдущего занятия.
Ш. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Слушай хлопки!»
(подробное описание этой игры см. в занятии № 7). Сначала повторить игру, используя 3 хлопка, если дети справляются успешно, можно игру усложнить до 5 хлопков с добавлением поз, описанных в занятии № 7.
2. Игра «Рассказ наоборот».
Детям предлагается попробовать сочинить рассказ наоборот, то есть с конца. Начинает рассказ ученик, сидящий «в конце часовой стрелки», например: «И после этого они жили долго и счастливо». Следующий перед ним сосед продолжает: «Наконец они помирились.» И дальше таким же образом. Причем тот, кто нарушил обратную последовательность повествования, выходит из игры.
Рекомендации: в эту игру нужно поиграть два раза, причем в первый раз не следует ошибшихся детей исключать из игры, а нужно им помочь исправить ошибку. Второй раз в игру поиграть, уже честно, соблюдая правила, с исключением ребят, допустивших ошибки. Выделить из детей лучших.
3. Игра «Футболист».
«Внимание! Пожалуйста, выберите футболиста, пусть он выйдет на середину комнаты. Сейчас мы ему завяжем глаза, недалеко положим мяч. Кое-кто из вас будет направляющим для футболиста, будет словами вести его к мячу и объяснить, что нужно сделать, чтобы попасть точно по мячу».
Рекомендации: нужно приблизительно наметить ворота, в которые должен попасть мяч. Если ребенок, направляющий футболиста, теряется при объяснении пути к мячу, нужно помочь ему правильно объяснить. Футболиста также следует поддерживать одобрительными словами. Игра проходит не более 4 раз. Затем выбираются лучшие футболисты и их направляющие. Игру можно повторить на следующем занятии, привлекая других детей в качестве водящих.
4. Игpа «Определения».
Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, а затем вторую. Задача игры состоит в том, чтобы ребенок смог придумать слово, находяшееся между двумя этими словами и служило как - бы «переходным мо-стиком» между ними. Каждый ребенок отвечает по очереди.
Рекомендации: дети сначала могут не понять этого задания. Нужно привести детям несколько примеров. Так, для слов «гусь» и «дерево» (картинки с этими словами показываются) переходными мостиками могут быть следующие слова «летать» (гусь взлетел на дерево, «вырезать» (из дерева вырезали гуся, «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. д. Если после приведенных примеров ребенок затрудняется все же ответить, ему обязательно нужно помочь, подвести к правильному ответу. В конце игры нужно отметить, кто из детей смог быстро, правильно справиться с заданием.
IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
ИОС № 9.
ЗАДА ЧИ: дальнейшее развитие мыслительных ассоциативных связей,
пространственной ориентации, развитие наблюдательности,
восприятия, памяти.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное сопровождение, ручки, бумага.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I.РАЗМИНКА.
II. ИТОГ предыдущего занятия.
Ш. СОДЕРЖАНИЕ занятия.
1. Иrpа «Футболист» (подробное описание см. в занятии N 8).
Ведущими в этой игре выбираются те дети, которые не были ими в предыдущий раз. Рекомендации те же.
2. Игра «Определения». (подробное описание см. в занятии N 8).
Рекомендации: дети самостоятельно пытаются справиться с заданием без помощи ведущего.
3. Игpа «Кто что сделал?»
Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных - ведущий. Остальные дети - «зрители». 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают водящему какие-то действия (действий должно быть сделано каждым ребенком не более 3-х). Ведущий смотрит и старается запомнить их. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел.
Рекомендации: желательно, чтобы дети показывали несложные дей-ствия; во время игры нужно, чтобы звучала веселая музыка. Игру можно повторить 4-5 раз, поменяв при этом водящих и показывающих. В конце игры следует выделить среди детей наиболее внимательных. .
3. Игра «Невидимые слова».
Сейчас вы возьмете бумагу и карандаш. Приготовьтесь писать. Ведущий будет в воздухе как бы писать простые слова. А вы, если сумели их прочесть, то запишите к себе на листок. Потом ведущий выберет из вас самых сообразительных!»
Рекомендации: ведущий должен в воздухе писать не быстро, понятные слова, состоящие не более чем из 2-х слогов или 3-х. Ведущий пишет 5 слов. Потом проверяет у ребят, что получилось. И выделяет тех детей, которым удалось угадать его слова. В игру можно сыграть на первом занятии не более 4 раз.
IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.