Кравченко Полина
Игровые образовательные ситуации для формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность детей приобретает особую значимость в современном мире. Помимо мер, предпринимаемых взрослыми, необходима личная детская осмотрительность, знание детьми основных правил и владение минимальными навыками безопасного поведения.
В работах многих ученых доказано, что дошкольный возраст – это период, в который начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, профилактическую работу, помогающую подготовить детей к безопасному существованию в социуме необходимо начинать уже с дошкольного возраста.
Публикация «Игровые образовательные ситуации для формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников дома, в природе и в социуме – это тот аспект, который требует постоянной модификации и дополнения в стремительно меняющихся современных условиях.
Дошкольник в силу отсутствия жизненного опыта и своей эмоциональности очень доверчив, в силу импульсивности и несформированности эмоционально-волевой сферы у ребенка еще не развиты волевые качества, и когда возникает выбор между «хочу» и «надо», то зачастую границы между «нельзя» и «можно» стираются. На что же педагоги могут опираться для того, чтобы помочь ребенку интериоризировать правила безопасности и закрепить их в своем поведении? Методика работы в данном направлении педагогов дошкольных групп МБОУ СОШ №24 им. С. А. Красовского ГОЩ включает три компонента: эмоциональный, когнитивный и деятельностный. Педагогическая деятельность на первом этапе должна быть основана на том, что интересно и эмоционально привлекательно для ребенка. И только потом, когда дошкольник заинтересовался и проникся действием, мы можем подключать когнитивный компонент. Деятельностный же компонент присутствует на всех этапах работы и органически включен в весь образовательный процесс. Это в первую очередь игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, на которую, как на основной вид деятельности детей 2 7 лет, опирается вся дошкольная педагогика. Также мы активно используем продуктивную, театрализованную и трудовую деятельность. Целостная система работы педагогов по формированию навыков безопасного поведения представлена ниже.
Система формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Методы
Средства
Содержание Формы организации детской деятельности
Словесные: беседа, обсуждение Окружающая социальная действительность Пожарная безопасность Организованная образовательная деятельность
Наглядные: работа с иллюстративным материалом, наглядные пособия Художественная литература Безопасность в быту Литературные гостиные
Игровые : дидактические, сюжетно-ролевые игры Деятельность детей Безопасность в природе Досуги, викторины, брейн-ринги
Практические: ИОС, упражнения, проблемные ситуации, театрализованная деятельность Безопасность в социуме Виртуальные экскурсии
Профилактика дорожно-транспортного травматизма Образовательные квесты
Большая часть обучения основана на создании игровых образовательных ситуаций, в которых детям предоставляется возможность выбора и разыгрываются последствия того или иного решения. И только после того, как ребенок получил возможность действовать и видеть последствия своих поступков, мы можем обсудить их правильность. Такой метод включает в себя все три вышеописанных методических компонента и позволяет нам с большой вероятностью доступности и привлекательности закрепить с детьми навыки практических действий. Мы приведем несколько примеров игровых обучающих ситуаций (ИОС, спроектированных нашими воспитателями.
«Поездка в метро»
Воспитатель обыгрывает вагон метро, в котором едут мама (эту роль выполняет взрослый) и ребенок. Мама на остановке выходит из вагона, а ребенок не успевает. Ребенку предлагается решить, как поступить в такой ситуации. Затем его решения обсуждаются и при помощи наводящих вопросов ребенка подводят к верным вариантам решений.
«Угощайся!»
Во время прогулки дошкольников на участок приходит сотрудник здания, незнакомый детям. Он предлагает детям взять у него конфеты или игрушки. Воспитатель смотрит на реакцию детей, затем их действия совместно обсуждаются.
«Заряди планшет»
Воспитатель предлагает ребенку развивающую игру на планшете. Зарядка планшета позволяет только начать игру, потом планшет выключается и требует зарядки. Рядом лежит зарядное устройство. Воспитатель незаметно наблюдает за действиями ребенка. Если ребенок собирается самостоятельно включить устройство в розетку, то педагог его останавливает и разбирает опасность ситуации.
«Одни дома»
Воспитатель предлагает двум-трем детям ситуацию : младшая сестренка заболела, а старшие дети за ней ухаживают (роли исполняют дети); мама (роль выполняет взрослый) пошла в аптеку за лекарством. Дети остаются одни, в это время в дверь обыгрываемой квартиры кто-то стучит. Дети должны решить, как им действовать. После игры обсуждаются разные варианты развития событий и их последствия.
«Наш любимый питомец»
Воспитатель заранее договаривается с родителем одного из детей о том, чтобы он пришел за ребенком на вечернюю прогулку с маленькой собачкой. У детей возникнет желание подойти к животному и вступить с ним в контакт. Воспитатель наблюдает за действиями детей, они с родителем не допускают контакта и совместно обсуждают опасность ситуации.
Очень важно подключить родителей к совместной деятельности с детьми по формированию навыков безопасности. Для этого в родительских чатах дошкольных групп педагоги ведут еженедельный содержательный отчет образовательной деятельности : рассказывают, какие проблемы обсуждались и обыгрывались с детьми, предлагают дома с ребенком найти свои верные решения, обсудить возможные последствия тех или иных действий. Таким образом, мы не только включаем родителей в образовательный процесс, но и даем им возможность найти дополнительные точки соприкосновения во взаимодействии с ребенком. Нельзя забывать, что работа с детьми должна выстраиваться комплексно, планомерно и целенаправленно. Только в этом случае решение задач по формированию навыков безопасного поведения в дошкольных группах будет эффективно.