МААМ-картинки

Опыт работы «Игровые методы и приёмы на этапе подготовки к пению в работе с детьми дошкольного возраста»

Наталия Юрьевна Лебедева Сизова
Опыт работы «Игровые методы и приёмы на этапе подготовки к пению в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые методы и приёмы на этапе подготовки к пению в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Многолетний опыт работы и диагностика уровня развитии и певческих навыков дошкольников показывают, что имевшихся до сих пор программ и технологий развития певческих способностей, недостаточно, что особенно проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены такие проблемы, как маленький песенный диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, отсутствие ансамблевого строя, навыков хорового пения.

Публикация «Опыт работы „Игровые методы и приёмы на этапе подготовки к пению в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Основной деятельностью обучения детей пению на музыкальных занятиях является игра. В игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение в игре не нарушает психоэмоционального состояния детей. Только в процессе игровых занятий ребенок способен выполнять такой объём работы, какой ему недоступен или вызывает трудности.

Обучение детей пению начинается с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап- подготовительный, чуть опережая, идёт параллельно певческому этапу. Для этого с детьми проводится артикуляционная гимнастика, например, «Путешествие язычка» С. Коротаевой. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями артикуляционных упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка и его «друзей»-губ, зубов, щёк. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику и выразительность дикции.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса используются игры-подражания с голосом. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. У детей формируется непринуждённость звукообразования, лёгкость и полё тность голоса: «Недоенная корова», «Сытая лошадь», «Гейзер» автор М. Ю. Картушина. Отличным выбором для музыкального руководителя будут речевые игры: «Здравствуйте», «Путешествие» С. Коротаевой, а так же игры-песенки Е. Железновой: «Гусеница», «Мышка», «Шарик», «Домик» и др.

Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения. Они проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

Игры и упражнения начинаются с самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов. К ним постепенно присоединяются считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не должны заучивать. Всё легко осваивается в процессе игры. Для проговаривания текста детям я предлагаю созданные мною, авторские разработки музыкальных игр-диалогов.

Например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Эти варианты исполнения обыгрываются с помощью интонаций и тембров различных героев сказок. Это: Коза и Волк, Чебурашка и крокодил Гена, Солнышко и сердитая тучка, Бегемот и мартышки. Очень нравится ребятам, когда они делятся на две команды. Например: одна команда произносит текст определенного героя и с одновременным ритмическим пульсом хлопками, а другая произносит и шлёпает по коленям или первая только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот.

Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаются ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слогозвук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале. Это замечательные ритмодекламации Т. А. Боровик, которые поэтично звучат на фоне прекрасно подобранной музыки: «Спасибо, лето!», «Все для мамы», «Туча», «Гном и звезда», и даже - чтение детьми всем известной сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» в стиле рэп.

Одним из любимых видов подготовительной деятельности детей является дыхательная гимнастика. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей и развивает силу длительного выдоха. Такие зарядки проводятся в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т. д.).

На каждом занятии дыхательная гимнастика, может продолжаться не более 2-3 минут. Научить детей правильно дышать- задача одна из самых сложных, ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) у ребёнка дошкольного возраста практически не освоен. Дыхательная гимнастика также проводится в игровой форме. Я использую свои методические разработки игр на дыхание. Например: «Подводный мир», «Летняя полянка», «Ласковые пёрышки». (С использованием раздаточного материала и определенных атрибутов на каждого ребёнка).

Упражнения по развитию певческих навыков на этапе предпения :

1. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

2. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали".

3. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров, говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

4. Звук М

1. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

2. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

5. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

6. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

7. Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Песенное творчество. В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом. Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память. Созданная мною авторская игра «Снегурочка и Снежинки» в непринужденной форме развивает у ребят музыкальный слух в творчестве. Основой игры является песенка :

По началу поет педагог:

По дорожке шла Снегурочка,

Со снежинками играла,

Пела песенку веселую,

Себе друга выбирала.

Как зовут тебя, снежинка?

Ребенок отвечает:

-Ма-ша, Са-ша, Ки-рю-ша и т. д. каждый раз ребенок придумывает мелодию ответа своего имени. Некоторые дети используют основные звуки трезвучия. И даже могут последний звук исполнить на октаву выше.

Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать маленькие песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями. Здесь используется увлекательная авторская музыкально-дидактическая игра «Что принес, Дед Мороз?». Игра оформлена в виде презентации, на слайдах которой изображены графически подарки из мешка Деда Мороза. Дети угадывают, с помощью ритмических хлопков, что может находиться в мешке. Ответ на следующем слайде: Кууук-ла, Па-ро-вооз, Мяч, Са-мо-лееет, Конь-киии и т. д.

Практика показывает, что упражнения речевого и мелодико-речевого этапа (предпение) помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.

Список использованной литературы:

1. Кацер О. В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2

3. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

4. Волкова Г. В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

5. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

6. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

8. Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь». М. : Просвещение, 1985.

9. Битус А. Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.

10. Тютюнникова Т. Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.

11. Методические и практические материалы Т. А. Боровик 1999-2005 г.

12. Материалы семинаров и вебинаров М. Ю. Картушиной 2018-2019 г.

Материалы Интернет-ресурсов:

1. www.cronao.ru/aktualnyj-pedagogicheskij-opyt/doshkolnoe-obrazovanie

2. www.ipkrs.bsu.edu/sourse/metod_sluzva/teacher/op08/apo_08/kirichenko.pdf

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Игровые методы и приёмы на этапе подготовки к пению в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 июня 2021 в 22:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Игровые методы и приёмы на этапе подготовки к пению в работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Юрьевна Лебедева Сизова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД