Оксана Концевая
Игровой сеанс с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Общение без границ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой сеанс с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Общение без гра ниц»
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов ДОУ.
Задачи:
1. повысить уровень психологической культуры педагогов;
2. развивать умения проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно - образовательной работы в ДОУ;
3. способствовать осознанию педагогами собственных достижений и проблем в общении;
Публикация «Игровой сеанс с элементами тренинга для педагогов ДОУ „Общение без границ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
4. развивать способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих;
5. формировать умения моделировать стратегию общения с позиции диалога.
Продолжительность игрового сеанса :
Материалы: три воздушных шарика и надписи к ним, электронная свеча, мяч, памятка «Активное слушание», рюкзачки (бумажные бланки, ручки.
Ход занятия
I. Вступление
Ведущий: Добрый день! Я очень рада видеть всех собравшихся в нашем зале.
Упражнение «Свеча»
Цель: повышение эмоционального фона группы, создание психологического настроя на работу в группе.
Ведущий: «Начать встречу мне поможет свеча. Свеча-камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от каждого из нас. Почувствуйте это, принимая и передавал свечу» (участники передают зажженную свечу из рук в руки).
Упражнение «Что я …»
Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.
Ведущий: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого в руках окажется мяч, завершает фразу «Ни кто из вас не знает, что я…" Будьте внимательны и сделайте это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении упражнения. У каждого из нас мяч может побывать один раз».
II. Основная часть
Ведущий: «Тема нашей сегодняшней встречи «Общение без границ». Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит наше с вами психическое здоровье - наше настроение, наши чувства и эмоции. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией, коллегами, детьми и их родителями».
Упражнение "Сфера ответственности"
В пространстве комнаты размешаются воздушные шарики и листы с надписями: «Родитель", "Воспитатель", "Администрация".
Ведущий: «Как вам кажется, кто больше несет ответственность за эффективное общение : родители, воспитатели или администрация. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, как вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение. Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение».
Упражнение «Квадрат»
Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий: «Теперь, не открывая глаз вы должны перестроиться в квадрат». Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Ведущий спрашивает: Все ли уверены, что стоят в квадрате?» Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры: треугольник; круг.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов.
Обсуждение:
1. Какие чувства вы испытывали выполняя данное упражнение?
2. Как можно было улучшить результат? Выполнить упражнение быстрее и качественнее?
Вывод: Таким образом, данные методы работы с педагогами способствуют развитию у них коммуникационной компетентности. Происходит осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов на построение личностных взаимоотношений с людьми.
Мини-лекция: “Торт общения”
Ведущий: «Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:
• Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
• Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
• Я хороший – ты хороший (позиция на равных)
Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки те, кто пользуется установкой 1, 2, 3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных)».
Обсуждение:
1. Как вы думаете, из какой позиции лучше всего вести разговор?
2. Где будет более эффективное общение?
Ведущий: «Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу:
– что я чувствую, что чувствует другой?
– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество?
Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать, амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?
Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должен уметь управлять своим общением. А для этого мы должны владеть техникой “Активного слушания”
Мини - лекция: Что такое "активное слушание"?
Ведущий: «Термин "активное слушанье" долгое время был известен только психологам и специалистам, тесно связанным с работой с персоналом. Однако сегодня умение "активно слушать" требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.
Подавляющее большинство людей, с которыми мы общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.
Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.
Во-первых, важна собственная настройка "слушающего". Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.
Активное слушание, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.
Задача активного слушания именно услышать, т. е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.
Кроме того, любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.
Итак, активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.
Активно слушать собеседника — означает:
1. Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
2. Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
Результаты применения активного слушания:
• Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
• Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
• Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
• Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар»».
Упражнение «Активное слушание»
Цель: выработать собственную технику активного слушания.
Ведущий: «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания (раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами).
Упражнение мы будем выполнять в тройках. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого хотели бы узнать поближе (деление в тройках на первые, вторые, третьи номера).
Третий номер из вас будет "говорящим", второй - "слушающим", а первый – «наблюдателем».
Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания.
Итак, "говорящий" в течение 2 минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе». Правила хорошего слушания отслеживает, а затем анализирует "наблюдатель"».
Через 3 минуты беседу остановить.
«Сейчас у "говорящего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этой части задания очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться, и открыто говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».
После того как 1 минута прошла, дать следующее задание:
«Теперь "говорящий" в течение 2 минут будет рассказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. "Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от "говорящего" в течение предыдущей минуты».
Через 2 минуты беседу остановить и предложить перейти к следующему шагу.
«"Слушающий" за 2 минуты должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о себе, т. е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 2 минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушающий". Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то "слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено или искажено».
Во второй части упражнения «наблюдатели» анализируют проведенное упражнение, учтены ли все правила «активного слушания».
Обсуждение:
1. Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?
2. О чем вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?
3. Какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались? и т. д.
Данное упражнение в зависимости то того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь – рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется умение слушать другого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т. д. Более сложный путь – анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.
Упражнение «Рюкзачок»
Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.
Ведущий: «Сегодня наша встреча подошла к концу. Что сегодня вы узнали нового, а что еще предстоит узнать и научиться. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него вы будите «складываться» те качества, которые помогают вам в общении с людьми, и те, которые могут вам помешать в дороге, над которыми вам предстоит поработать, чтобы жизнь была более приятной и продуктивной».