Светлана Громова
Игровой практикум для педагогов «Особенности работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний педагогов по работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов по работе с тревожными, агрессивными детьми и детьми с СДВГ.
2. Повысить теоретический уровень педагогов по направлениям работы с данными категориями детей.
Участники: педагоги, специалисты ДОУ.
Публикация «Игровой практикум для педагогов „Особенности работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Проектор, экран, презентация
2. Описание характеристик детей на отдельных листах для команд
3. Чистые листы, ручки
4. Игры на отдельных листах для команд
Содержание игрового практикума
Участники игрового практикума предварительно разбиваются на три группы.
Педагог-психолог : Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам принять участие в игровом практикуме «Особенности работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы».
В настоящее время резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать, писать, читать. А вот об эмоциональном развитии мало кто думает, и каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают.
Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Важнейшей составляющей психического здоровья детей является эмоциональная сфера.
Упражнение «Портрет ребенка»
Сейчас я предлагаю вам определить три категории детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, которые наиболее часто встречаются в дошкольных учреждениях. Для этого я раздам каждой группе характеристику ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы, а вам необходимо будет определить, к какой категории относится ребенок, и постараться изобразить такого ребенка с его характерными признаками на мольберте.
Характеристики детей:
Ребенка отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится не самого события, а его предчувствия. Часто он ожидает самого худшего, чувствует себя беспомощным, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичен. Уровень его самооценки низок, он может считать себя хуже других во всем, что он самый некрасивый, глупый, неуклюжий. Он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Зачастую грызет ногти, теребит волосы, одежду. (ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК)
Ребенок часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми. Способен специально раздражать других людей. Часто сердится и отказывается делать что-либо, завистлив и мстителен. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его, нападает на детей, обзывает и бьет их. Отбирает и ломает игрушки у других детей, употребляет грубые выражения. Подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину на затеянную им ссору на других. Эмоциональный мир ребенка не богат, в палитре чувств преобладают мрачные тона, количество реакций на стандартные ситуации очень ограничены. (АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК)
Ребенок суетлив. Не способен усидеть на одном месте. Много, но нецеленаправленно двигается. Не может тихо, спокойно играть. Всегда нацелен на движение. Часто начинает отвечать, не подумав и даже недослушав вопрос. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. В разговоре часто прерывает, мешает, сам очень разговорчив. (РЕБЕНОК С СДВГ)
Обсуждение выбранных категорий детей и их изображений.
А теперь я предлагаю вам найти свою категорию детей на слайдах
После этого команды получают названия «Тревожные», «Агрессивные» и «СДВГ».
Причины нарушений ЭВ сферы
Педагог-психолог : Просто так эмоционально-волевая сфера нарушиться не может, этому должны предшествовать какие-либо причины. Давайте попробуем определить по три основные причины возникновения тревожности, агрессивности и СДВГ у детей. Каждая команда находит причины нарушения эмоционально-волевой сферы у своей категории детей.
Обсуждение причин. Показ слайдов с реальными причинами нарушений эмоционально-волевой сферы у каждой категории детей.
Упражнение «Сочиняем сказку»
Сейчас каждой команде предстоит сочинить мини-сказку «Колобок» (не более 7-10 предложений, в которой нужно показать главного персонажа с признаками вашей категории детей. У первой группы сказка будет называться «Тревожный колобок», у второй – «Агрессивный колобок», у третьей – «Колобок с СДВГ».
Рассказ полученных сказок. Обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
Был ли узнаваем образ в сказке?
По каким признакам вам удалось определить, о каком из поведенческих нарушений идёт речь?
Как на ваш взгляд, все ли признаки нарушения были указаны верно?
Что необходимо добавить?
Упражнение «Какой я?»
Один педагог из каждой группы говорит слова «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел!», используя мимику и пантомимику и представив себя тревожным, агрессивным и ребенком с СДВГ в соответствии с названием группы.
Кто должен быть задействован в работе с детьми с нарушениями ЭВ сферы?
• Родители
• Специалисты сада
• Воспитатели
Педагог-психолог : давайте попробуем для каждой категории детей изложить основные рекомендации для педагогов по работе с такими детьми.
Что нужно для работы с ребенком?
• Необходимо определить для себя, какими технологиями, методиками и приемами (диагностическими, развивающими или коррекционными) вы владеете лучше всего.
• Создать банк коррекционных упражнений, игр, программ и т. д.
• Иметь журнал или иную документацию, где фиксируются занятия с ребенком. Возможно, даже записывать свои мысли или наблюдения.
• Анализ занятий.
Что нужно для успешной работы со взрослыми?
• Владение навыками консультирования.
• Запас памяток и рекомендаций.
• Работа в содружестве с другими работниками сада.
Помощь для себя?
• Взаимодействие со специалистами ДОУ.
• Найти возможность прохождения курсов по данной теме.
• Постоянно находить время для чтения новой литературы по данной теме.
• Тренинги, семинары и т. д.
Упражнение «Поиграем»
Педагог-психолог : Каждой командея дам карточку с описанием коррекционного упражнения. Одному представителю от каждой команды необходимо организовать эту игру с присутствующими.
Ребенок с СДВГ
Упражнение «Расставить посты»
Дети маршируют друг за другом под музыку. Впереди идет ведущий. Когда ведущий хлопает в ладоши, ребенок идущий последним, должен немедленно остановиться, так ведущий (командир) расставляет всех детей в задуманном порядке (линейка, круг, по углам и так далее).
Тревожный ребенок
Игра "Закончи предложение"
Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею. ", "Я могу. ", "Я хочу научиться. ".
Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.
Агрессивный ребенок
Игра «Волшебный сон»
Дети располагаются на стульях и закрывают глаза. Взрослый дает следующую установку: «Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза. Пусть каждому присниться хороший, добрый сон».
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают…
Шея не напряжена,
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке,
На зеленой, мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Губы теплые и вялые
И нисколько не усталые.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем…
Потянуться! Улыбнуться!
И тихонько встрепенуться.
Педагог-психолог : На этом наша встреча подошла к завершению. Спасибо за плодотворную работу. До скорых встреч!