Азизова Лола
Игровой краткосрочный проект сюжетно-ролевой игры «Банк»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности де-тей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного пер-сонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Игровой краткосрочный проект сюжетно-ролевой игры „Банк“» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».
Задачи:
• развивать и обогащать сюжет игры в «банк»;
• подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
• учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым за-мыслом;
• учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
• воспитывать дружеские взаимоотношения.
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психиче-ские процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
муляжи банковских реквизитов;
костюмы охранников;
атрибут «Банкомат»
Участники проекта :
воспитатель
дети старшей группы
Ожидаемый результат:
• Получение знаний о «банке».
• Формирование коммуникативных навыков.
• Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
• Комментирование игровых действий и действий партнеров
Процесс Совместная деятельность
педагога и детей Деятельность
педагога
Подготовительный
Выявление про-блемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Методика Д. Б. Эль-конина
Обрисовка сю-жетной канвы Изучение литерату-ры
Курак ЕЛ, Экономи-ческое воспитание дошкольников (М., 2002)
Афанасьева Т. Н. Се-мья (М., 1986).
Липсиц И. В. Удиви-тельные приключе-ния в стране эконо-мики (1992).
Сосова И. А. Эконо-мическое воспитание детей в семье (М., 1989)
Организационная работа Чтение художественной лите-ратуры
Кларина Л. «Уроки Гнома Эко-нома и Феи Экономики», Лада И. «Новый дом», Бомент А. «Дом, в котором мы живем», Габе Д. «Работа», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»
Продуктивные виды деятельно-сти
Изготовление банкнот и банков-ских карточек.
Рисование денег своей группы
Беседы с детьми «Как играть».
«Какие роли».
«Что такое цена».
«Перспектива покупок»
Дидактические игры
«Сделай покупку», «Рынок од-ного товара», «Цепочка эконо-мических слов»
Экскурсии: к Сбербанку, в мага-зин
Занятия
Рисование «Монеты».
Познание «Деньги. Какие быва-ют деньги. Зачем нужны людям деньги» Придумывание вос-питателем материала для игры :
для кассира;
охранников;
клиентов.
Планирование кален-дарных планов.
Разработка конспекта игры «Банк»
Работа с
родителями Экскурсия родителей с детьми в банк Консультации «Зачем дошкольникам эко-номика». «Полезные привычки в быту — тоже экономика»
Основной
Систематизация информации Организация игрового простран-ства :
банк (касса, банкомат, охранни-ки); магазин (атрибуты — муля-жи продуктов, касса, деньги);
дом — уголок группы.
Принятие детьми на себя роли Обеспечение руко-водства
Распределение ролей
Игровая дея-тельность детей Поиск решения с помощью педа-гога. Повторение за педагогом диалогов персонажей Использование мно-гоперсонажных сю-жетов.
Обучение элементам развития сюжета.
Принятие на себя второстепенной роли.
Использование пред-метов-заместителей
Заключительный
Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка умения играть вместе Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальней-шем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений
Словарный минимум
Часть словаря Старшая группа Подготовительная к школе группа
Профессии Управляющий, консуль-тант, кассир, охранник Секьюрити, программист
Орудия труда Телефон, деньги, ручка, компьютер, пластиковая карточка, фотоаппарат Мобильный телефон, ноут-бук, видеокамера, визитки, пейджер, аппарат для подсчитывания
денег
Трудовые дей-ствия Согласовывать, печатать, отвечать, проверять, обслуживать, руководить, выдавать, оформлять Информировать, заверять, обслуживать, руководить, выдавать, оформлять
Качества
труда Вежливо, внимательно, своевременно, ответ-ственно, быстро Высококачественно, органи-зованно, добросовестно, чет-ко, правдиво, энергично.
Общественная значимость быстро продавать; зарабатывать деньги; качественно обслуживать клиентов; информировать вовремя и правдиво
Результаты тру-да Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с экономическими новостями
Учреждения Банк, милиция, автомобильный парк, магазин, почта-Интернет, охранное агентство, монетный двор
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БАНК»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».
Задачи: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»; формировать умения словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие; развивать умение детей играть дружно, коллективом.
Структура
игры Общие методические прие-мы Методические приемы, ис-пользуемые в игре
Задачи Формировать умение словес-но обозначать игровую роль.
Реализовывать специфиче-ские ролевые действия.
Развивать парное ролевое взаимодействие.
Формировать элементарные ролевые диалоги Формировать умение обо-значать свои роли — кон-тролер, кассир, охранник, оператор, консультант.
Учить выполнять роли: кассир выдает деньги, счи-тает; управляющий руко-водит, подписывает; охранник просматривает видеозаписи
Общая страте-гия игрового взаимодейст-вия с детьми Включать детей в ролевое взаимодействие.
Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополни-тельную игровую роль.
Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, пред-лагая им новые сюжетные события Вступительная беседа о работе банка.
Распределить роли.
Обозначить роль: кассир берет у клиента сберега-тельную книжку, отсчиты-вает, сколько выдать денег, выдает деньги и др.
Организовать простран-ство и подобрать атрибуты
Способы руко-водства игрой Использовать многоперсо-нажные сюжеты.
Принять на себя второсте-пенную роль (воспитатель).
Ограничить использование образной игрушки (больше предметов-заместителей) Взять на себя роль управ-ляющего банка, осуществ-лять руководство банком (игрой).
Предложить использовать предмет-заместитель (ку-бик — телефон)
Структура сю-жета игры Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосред-ственно связана со всеми остальными.
Последовательность сюжет-ных событий развертывается через последовательное вза-имодействие Сюжет игры : дом или ра-бота — банк — магазин — семья, клиенты (мама, охранник (папа, кассир (мама, продавец (мама). Из дома идут в банк, затем в магазин, потом домой