Татьяна Мардахаева
Игровой час дошкольника. Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Актуальность
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни, зачастую сводится к «заорганизованным массовым действам». И чтобы этого не происходило, необходимо учиться играть. И в первую очередь взрослому. Не с высока, а всегда рядом.
Публикация «Игровой час дошкольника, Сюжетно-ролевая игра „Ветеринарная клиника“ в средней группе» размещена в разделах
- Ветеринар. Знакомство с профессией
- Ветеринарная клиника. Сюжетно-ролевая игра
- Домашние питомцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» — «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Ведь, парадокс настоящей игры в том, что вещи не настоящие (игрушки, предметы-заместители, события не настоящие, а воображаемые, действия не настоящие, а условные. А настоящие - эмоции!
Используя технологию «Час игры», педагог организует пространство, создаёт условия, способствующие овладению детьми игровыми умениями :
-предлагает игры с разным числом участников,
-объединяет отдельно играющие группы общим сюжетом,
-втягивает ребёнка во взаимодействие,
-направляет на групповое взаимодействие.
-учит принимать и ставить игровые задачи.
Предпочтительными приёмами руководства игрой являются косвенные приё мы: вопрос, игровые проблемные ситуации, ролевое участие в игре, втягивание, подключение, обучение взаимодействию.
Воспитатель, как «играющий партнёр» умеет свободно развивать сюжет, принимать предложения детей, продолжить игровое действие ребёнка, ввести новый персонаж, развернуть, предложенное ребёнком событие.
Технология «Час игры» предназначена для детей дошкольного возраста, игра в этом случае выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей.
Цель: Развитие игры как самостоятельной деятельности путем расширения тематики детских игр и углубления их содержания.
Задачи: обогащение знаний детей о деятельности медицинского персонала в ветеринарной клинике в процессе лечения животных,
-формирование умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров,
- формирование умения менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры,
-развитие умения общаться по поводу игры (договариваться, делиться, улаживать конфликты).
Возрастная группа : дети средней группы 4-5 лет.
Количество детей – 12
Мальчиков – 5
Девочек – 7
Место игровой ситуации (игрового часа) в образовательном процессе:
1). Игровой час проводится во временном промежутке с 9.00 или после 15.00 часов (время устанавливается в зависимости от возрастной группы. В средней группе игровой час занимает 30-40 минут).
2). В совместную деятельность включается оптимальное количество дошкольников.
3). В процессе игрового часа предлагаются определенные виды игр.
5).У дошкольника имеется право выбора участия в разных играх, в зависимости от его интереса к игровой ситуации.
Игровой час в средней группе включает в себя участие в совместной игровой деятельности детей средней группы и воспитателя.
Сюжетная линия развития игры «Ветеринарная клиника» представляет собой включение в игровой час несколько взаимодействующих игр: «Аптека», «Буфет» или «Столовая», «Лаборатория», «Пожарные».
Предварительная работа:
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Наблюдение за работой медицинского работника. Беседа с детьми о работе ветеринарного врача, загадывание загадок о животных, чтение стихов про животных, рисование и лепка из пластилина домашних животных. Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
Подготовка игровой среды :
Кабинет врача: халат, шапочка, фонендоскоп, термометр, шпатель, карандаш, бумага для выписки рецептов, телефон.
Регистратура: карточки пациентов, компьютер, телефон, бумага, карандаши, полки для хранения карточек.
Процедурный кабинет: халат, шапочка, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, микстура, кушетка для животных.
Ветеринарная аптека : халат, шапочка, телефон, касса, компьютер, различные лекарственные препараты, денежные знаки.
Макет скорой помощи, мягкие игрушки (животные) для посетителей больницы.
Инвентарь для уборки: швабра, ведро, тряпочки, пузырёк с дезинфицирующим раствором.
Напольная и настольные ширмы.
Предполагаемые роли и игровые действия :
Ветеринарный врач – «педиатр для животных». Проводит диагностику, осмотр (слушает, измеряет температуру, проверяет уши) животного; ставит диагноз; выписывает рецепты; дает направление в процедурный кабинет.
Медсестра – собирает материал для анализов; накладывает повязки; обрабатывает раны; дезинфицирует и раскладывает медицинские инструменты; делает уколы.
Провизор – принимает рецепт; выдает лекарство; пробивает чек.
Регистратор – записывает на прием к врачу по телефону, принимает и записывает вызов на дом ветеринарного врача, выдает талон на прием.
Уборщица – протирает пыль, моет пол, стены, скамейки
с дезинфицирующим раствором.
Охранник – обеспечивает безопасность учреждения.
Шофер – управляет машиной; следит за чистотой в машине.
Мотивация к игре:
Внесение игрушки Зайки, обыгрывание ситуации, что у Зайки болит ножка.
Изменение предметно - игровой среды в группе : появление новых маркеров игрового пространства, макетов.
Начало игры
1-й вариант: воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришёл Зайка, но он очень грустный, потому что он поранил лапку. Спрашивает детей, как можно помочь Зайке?
Что же нам делать, как ему помочь? Конечно, его надо отвезти в больницу. Но разве в обычной больнице лечат зверей? Кто же поможет нашему Зайке? Ему нужен специальный доктор, который лечит животных. Какого доктора, который лечит животных, вы знаете? Конечно, это доктор Айболит! Доктор Айболит – доктор для животных. А кто знает, как называют доктора, который лечит животных? Конечно, это ветеринар. Вот и нашему Дружку нужен ветеринар, нужно отвезти его в ветеринарную клинику – больницу для животных.
2-й вариант. Объявить о том, что в семье Захаровых заболела собака крупной породы по кличке Дружок, ее необходимо отвезти в «Ветеринарную больницу». Но у них нет машины, поэтому нужно позвонить в больницу, вызвать машину.
3-й вариант. Создать проблемную ситуацию: в отдельных районах города были найдены бездомные животные, жителям города грозит опасность, так как животные могут быть больными. Необходимо отловить животных, обследовать их и поместить в приют для бездомных животных.
Руководство игрой
Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.
Воспитатель может взять на себя роль ветврача. Вступать в диалог, используя речевые обороты: Что беспокоит вашего питомца? Что случилось с ним?
Я бы вам рекомендовал лекарственные травы.
Вы все сделали прививки своему питомцу?
Далее может предложить кому-нибудь из детей стать врачом, а сам взять на себя другую роль. Помогать задавать вопросы, если дети затрудняются, от лица регистратора: Чем мы можем вам помочь? На какое время вас лучше записать? Пройдите, пожалуйста, в кабинет к врачу.
Медсестры: Помогите подержать лапу животного. Пожалуйста, приласкайте и погладьте своего питомца.
Посетителя: Пожалуйста, посмотрите моего питомца. Сколько дней принимать лекарство? Когда прийти на следующий прием? Спасибо за помощь.
Провизора: Давайте мне ваш рецепт. Принимайте лекарство строго по инструкции и рекомендации врача.
Меняя роли в игре, воспитатель каждый раз развертывает новый диалог со своим основным партнером (разговаривает с врачом как пациент, как подчиняющаяся ему медсестра, как равный товарищ по работе). При этом последовательная смена ролей взрослым и его изменяющееся взаимодействие с ребенком - «врачом» являются как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей.
Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка («Я теперь тоже посетитель, я уже не доктор», активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам.
Вовлечение детей в игру (или подключение к их игре) осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия.
1. Обогащение содержания игры:
расширение «Ветеринарного медицинского центра» : открытие аптеки, открытие второго кабинета для ещё одного врача, открытие лаборатории, для проведения анализов.
2. Предложения:
Открыть буфет или столовую для персонала.
3. Создание проблемных ситуаций:
Сработала пожарная сигнализация, что делать? (организовать вывод всех сотрудников из ветклиники, позвонить в пожарную часть).
Окончание игры
1-й вариант. Рабочий день закончен. Происходит смена персонала по графику.
2-й вариант. Ветклиника закрывается на перерыв.
Рефлексия.
По окончанию игры воспитатель интересуется с детьми: Понравилась вам игра в ветеринарную клинику? А что больше понравилось? Хотелось бы вам поиграть в эту игру дома со своей семьей? Какую бы роль вы тогда выбрали? Вы все прекрасно справились с выбранными вами ролями. Всем спасибо за игру!