любовь шиловская
Игровая технология «Математика — это интересно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика — это интересно!
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №165»
Игровая технология
«Математика—это интересно!»
Разработчик:
Шиловская Любовь Михайловна
Игровая технология
«Математика—это интересно!»
Цель:
Развитие математических представлений детей среднего возраста через использование палочек Кюизенера.
Задачи:
Публикация «Игровая технология „Математика — это интересно!“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
• Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
• Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
• Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
• Осваивать прямой и обратный счет.
• Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
• Познакомить со свойствами геометрических фигур.
• Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
• Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
• Развивать логическое мышление, внимание, память.
• Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Содержание работы:
Изучение методической литературы по теме «Развитие математических способностей дошкольников»
Изучение раздела программы «Детство» «Первые шаги в математику»
Отбор методов и приемов.
Составление перспективного плана работы
Мониторинг.
Средства реализации:
Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий:
• Для тог, чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и приемы.
• Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей)
• Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело
(демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
• Индивидуальная работа, целесообразно отстающих детей с новым
материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что
повышает их активность на общем занятии, придает уверенности в себе.
• Игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество.
• Не травмирующая оценка. Сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными предшествующими достижениями.
Технологические цепочки :
Знакомство детей с палочками.
Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т. д.
Игры:
• сюжетно-дидактическая «Подарок куклы Кати»(может проводиться в качестве первичной диагностики)
цель: познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера, кукла.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу Катю, которая пришла в гости. Катя пришла с подарком, который находится в красивой коробке (набор палочек). Воспитатель предлагает детям рассмотреть подарок. воспитателю необходимо дать детям возможность рассмотреть цветные палочки. Предоставит свободу, необходимую для того, чтобы сориентироваться в материале. Наблюдение за тем, как дети играют с палочками, что именно они делают (конструируют, выкладывают узоры).
Совместно с детьми воспитатель рассматривает палочки, и беседует с ними:
-Какие палочки? (длинные, короткие. большие, маленькие. цветные)
-Сколько палочек? (много)
-одинакового цвета или разного?
-Какие цвета вы знаете?
Воспитатель предлагает детям собрать палочки в коробку (когда поймет, что дети наигрались) и поместить ее на полке с играми. Сообщает, что дети в свободное время могут взять палочки и поиграть с ними. Дети и воспитатель благодарят куклу Катю за подарок.
• дидактические: «Разноцветные палочки», «Строим дорожки», «Чудесный мешочек», «Спрячь игрушку»
• подвижные: «Поезд» («Вагончики», «Шаги», «Найди и покажи»,
• игра-развлечение : «В гости к Колобку»
Знакомство с цветом и размером палочек.
Игры:
• сюжетно-дидактическая: «Зоопарк»
• дидактические: «Построим заборчик», «Дорожки для матрешки», «Строим мостик», «Угадай-ка»,
«Лесенки»
Цель: упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание и память.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера.
Ход игры: воспитатель предлагает детям построить разные лесенки (разные комбинации цвета). Например. Сделать лесенку из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочка внизу. Вверху, посередине?
Можно предложить выложить лесенку из палочек через одну. Например, розовая палочка, красная, фиолетовая. Задание: найти место для белой, голубой, желтой палочек.
• подвижные: «Поезд» («Вагончики», «Автобусы», «Разложи (разнеси, развези) по цвету»,
• игра-развлечение: «Терем-теремок, он ни низок, ни высок…»
Знакомство с числовым рядом, составом числа.
Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики. Не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам. Постепенно называют палочки не только по цвету, но и цифрой, которую она (палочка) обозначает
Игры:
• сюжетно-дидактические «Лесенка для котенка» «Магазин игрушек»
• дидактические: «Один, много, ни одного», «Башенки», «Найди ошибку», «Подбери цифру», «Разноцветные коврики»
• подвижные: «Пассажиры», «Автобусы», «Найди свой дом»
«По порядку становись»
Цель: закрепить счет в пределах 5. Упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание. мышление. память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера
Ход игры: воспитатель раздает детям палочки значением от 1 до 5, одну берет себе. Под музыку дети вместе с воспитателем передвигаются (бегают) по группе в хаотичном порядке. По сигналу воспитателя, дети становятся в ряд. Место в ряду соответствует месту числа в числовом ряду. При этом воспитатель уточняет: «По порядку становись!» или «В обратном порядке становись!». Воспитатель играет вместе с детьми и также находит себе место в ряду. Можно создать проблемную ситуацию, встать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания (считают, сопоставляют палочки и место в ряду, исправляют ошибки).
• игра-развлечение: «Под грибом» (по Сутееву)
Знакомство со свойствами фигур, моделирование.
Используя разные или одинаковые палочки. Знакомятся со свойствами фигур (у треугольника - три стороны, у квадрата-4 стороны и все 4 стороны равны, а у прямоугольника-4 стороны, но равны только противоположные и т. д.). Моделирование и конструирование происходит по рисункам, схемам и в свободном творчестве.
Игры:
• сюжетно-дидактические «Машины и гаражи»
• дидактические: «Конструирование геометрических фигур», «Строим дорожки», «Конструирование цифр», «Спрячь игрушку»
• подвижные: «Поезд» («Вагончики», «Разведчики»
• игра-развлечение: «Репка»
Время проведения: 10-20 минут
Периодичность :
целесообразно организовать использование палочек Кюизенера :
1) на занятиях (комплексных, интегрированных, обеспечивающих наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности.
2) в совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек. моделирование
3) наличие наборов палочек в предметно-развивающей среде группы: (математический центр);
Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими
подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная
работа со всей группой детей. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей.
Место организации: группа №16, МАДОУ детский сад №165 г. Новосибирска
Контингент детей: дети среднего дошкольного возраста.