Папки-передвижки

Игровая деятельность в ясельной группе

Татьяна Хороших
Игровая деятельность в ясельной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Большинство предметов, окружающих человека, нужны для того, чтобы воздействовать на что-либо другое и получить нужный результат, т. е. являются предметами-орудиями. Простые и привычные вещи (ложки, чашки, расчёски, карандаши, щётки и т. п.) есть ни что иное как орудия, и требуют совершенно определённого и единственно правильного способа действия. Эти действия и называют орудийными. Овладение орудийными действиями, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте (на втором году жизни) непростое дело для малыша. Оно требует подстройки руки ребенка к логике предмета-орудия. На протяжении раннего возраста овладение ребенком практическими и орудийными действиями проходит путь от простого подражания взрослому до самостоятельного и достаточно точного исполнения.

Публикация «Игровая деятельность в ясельной группе» размещена в разделах

Изменения в сфере предметной активности во втором полугодии второго года жизни идут сразу по нескольким направлениям, но в основе всех их лежит речевое развитие ребенка.

Во-первых, он уже не только понимает инструкцию взрослого, но и сам все чаще практикует речевые средства общения, обращаясь к старшему партнеру со встречными просьбами: «помоги», «покажи», «дай», «я сам».

Во-вторых, развитие речи приводит к тому, что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе их наглядных свойств, как это было еще недавно (например, когда одним словом «ав-ав» ребенок называл и собачку, и шерстяной шарф, и бородатого мужчину, а по смысловой принадлежности действия к целостным процессам: кормление, приготовление еды, стирка.

В-третьих, развитие речи вносит в жизнь ребенка уникальный, чисто человеческий способ овладения предметным действием, основанный на объяснении, а не показе действия.

Постепенно ребенок обнаруживает способность строить свои действия не только с теми предметами, которые случайно попали в поле его зрения, как это было раньше, а сознательно ищет конкретные предметы, которые ему нужны для осуществления возникшего у него намерения. Другими словами, если сначала заинтересовавший ребенка предмет диктовал ему способы действия с ним, которые малыш осваивал с помощью взрослого, а затем в самостоятельных пробах, то позже на первое место выступает готовый план действий, предваряющий подбор и использование предметов таким образом, чтобы исходный замысел мог быть осуществлен.

Овладение практическими и орудийными действиями расширяет представления ребенка о мире вещей, способствует развитию ловкости ручных движений, повышая в целом уровень его компетентности. Многие утилитарные действия ребенок осваивает в процессе приема пищи, совершении туалета, переодевании, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Однако широкий спектр возможностей для овладения разнообразными по строению и сложности предметными действиями открывается в специально организованных взрослыми играх и занятиях. Поэтому важной задачей воспитателя является подбор подходящих предметов и игрушек, а также организация соответствующей возрасту детской деятельности.

В группе должны быть предметы домашнего обихода (расчески, щетки, сумочки, шкатулки и пр.); маленькие копии или игровые аналоги «взрослых» предметов; игрушки и приспособления для совершения разнообразных действий — шнуровки, пристегивания, заколачивания, выуживания и др.

Наиболее подходящей формой организации детской деятельности является включение ребенка в интересные для него занятия и игры, как индивидуальные, так и совместные со взрослым и другими детьми. Ниже приводится описание таких игр и занятий. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют игры и упражнения на развитие ручной моторики, которые используются в речевом обучении детей.

Возраст от рождения до трех лет является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим.

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка. Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учится действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние, учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом у него происходит развитие восприятия и зрительно-двигательной координации. Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками, тип хватания – кулаком, щепотью (тремя пальцами, указательным и большим пальцами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев (ребенок учится хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном развитии к концу первого – началу второго года жизни ребенок овладевает всеми перечисленными движениями.

В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, то есть такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки и т. п.). Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.

Детям раннего возраста необходима длительная систематическая работа по развитию зрительно-двигательной координации рук.

Дидактическая игра – лучшее средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на занятиях и воспитателем, и родителями.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, у которых опыт действий с предметами еще значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для фиксирования и выделения свойств предметов, для понимания того или иного действия требуется множество повторений. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется “Программой воспитания и обучения детей в специализированном дошкольном учреждении”. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения.

В обучении детей раннего возраста используют основные методы обучения – игровые.

В работе с детьми рекомендуется сочетать игровые и наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения заданий. Ребенок словесно не комментирует свои действия и не всегда понимает общую смысловую инструкцию, поэтому взрослый на каждом этапе поясняет действия:

I этап – действия сопровождаются словом.

II этап – ребенок уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; совместные действия ребенка и педагога при направляющем педагогическом руководстве.

III этап – ребенок действует самостоятельно (иногда прибегает к помощи педагога); пояснения взрослого становятся более развернутыми.

IV этап – ребенок действует сам (без помощи взрослого); педагог дает полное, доступное пониманию ребенка комментирующее описание всего, что ребенок делает, побуждая его вступить в речевое общение.

Если ребенок не усваивает материал, этапы повторяются. На всех этапах педагог должен раскрыть направленность действий, ход их выполнения, дать оценку выполнения задания.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Успешному проведению игровой деятельности способствует умелое педагогическое руководство ими. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивает желание ребенка действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата.

При отборе игр и упражнений необходимо учитывать особенности развития детей раннего возраста. Например, некоторые дети имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать кольца на стержень, или просто держать предмет (брать рукой) в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т. п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением руки.

Важное условие результативного использования игр и упражнений в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений. Следует учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

На третьем году жизни продолжается интенсивное ознакомление ребенка с окружающим миром. Возникает способность отражать в игре более широкий круг явлений. Интенсивно развивается воображение и наглядно-образное мышление ребенка.

Занятия с предметами по-прежнему играют важную роль. Малыши уже имеют навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т. п. собираются в усложненных вариантах. Обращается внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.

Занятия с дидактическими игрушками для детей третьего года жизни направлены, в основном, на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации; самостоятельно переносить знакомые приемы и средства решения поставленной перед ними задачи в новую ситуацию. Это возможно, потому что дети уже владеют необходимыми практическими способами действия с предметами (нанизывание, проталкивание, прокатывание и т. п.).

Главные задачи обучения детей третьего года жизни связаны уже не со способами практического выполнения заданий, а с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору. Это умение может сформироваться в процессе систематических занятий, постепенного усложнения. Планомерная работа способствует развитию умственной активности к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению (ориентируясь на рисунок, составить несложную по конструкции пирамидку и т. п.). Занятия с геометрическими фигурами-вкладышами также усложняются.

Различные виды упражнений с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников.

Если на втором году жизни применяются, в основном, наглядные методы, рассчитанные на активное подражание, то на третьем году жизни взрослый, учитывая возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит их действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению, в воображаемом плане.

Дети третьего года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал, предназначенный для детей младшего возраста. Задания должны представлять посильную трудность для ребят. Только в этом случае обучение станет развивающим.

Мышление ребёнка до 3 лет непосредственно связано с восприятием — он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Следует отметить, что среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит именно восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется тем, что он воспринимает здесь и сейчас. Все переживания ребёнка сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

Особое значение для развития наглядно-действенного мышления имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия. Когда ребёнок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой и размером, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрёшки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определённом порядке — сначала собрать самую маленькую, а потом вложить её в большую и т. д.

Публикации по теме:

«Круг друзей». Игровая деятельность детей«Круг друзей». Игровая деятельность детей Перед педагогами всегда стояла важная задача формирования у детей положительного отношения к другим людям, воспитание гуманных и доброжелательных.

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей» «Вся наша жизнь- игра»- поется в одной известной телепередаче. Что же говорить о дошкольниках в возрасте 2-3 лет, которые только начинают.

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ» Самостоятельная игровая деятельность. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния,.

Игровая деятельность «Развитие моторики рук в группе раннего возраста «Шнуровка»Игровая деятельность «Развитие моторики рук в группе раннего возраста «Шнуровка» В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования.

Игровая деятельность с элементами экспериментирования в первой младшей группе «В поисках мыльных пузырей»Игровая деятельность с элементами экспериментирования в первой младшей группе «В поисках мыльных пузырей» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные: - стимулировать развитие познавательного интереса.

Консультация для родителей «Игровая деятельность дошкольников» Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Прежде всего она определяет дальнейшее развитие ребёнка, и способствует его укреплению.

Музыкально-игровая деятельность при адаптации в ДОУ в группе раннего возрастаМузыкально-игровая деятельность при адаптации в ДОУ в группе раннего возраста Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня,.

НОД «Играем и учимся!». Игровая деятельность детейНОД «Играем и учимся!». Игровая деятельность детей Любимый вид деятельности наших детей - игровая деятельность с дидактическим материалом, дидактическими играми, в создании которых ребята.

Проектная деятельность в ясельной группе «Вот они какие — ёжики лесные»Проектная деятельность в ясельной группе «Вот они какие — ёжики лесные» Презентация «Вот они какие — ёжики лесные!» Проектная деятельность в ясельной группе Актуальность Данный проект позволяет расширить знания.

Театрально-игровая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОТеатрально-игровая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность в ясельной группе
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 07:07
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая деятельность в ясельной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Хороших в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД