Соловьева Светлана
Игровая деятельность как эффективное средство социализации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным и благоприятным периодом в жизни каждого ребёнка, влияющим на социальное развитие детей. Базой в становлении и проявлении социальной культуры дошкольников является процесс социализации детей. Проблема социального развития является сейчас очень актуальной, потому что одной из основных установок федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннее развитие (моральное, нравственное, развитие инициативы и творческих способностей, сотрудничество со взрослыми и ровесниками[1,с. 432]. Познакомившись с трудами Л. С. Выготского «Проблема культурного развития ребёнка», «Сознание как проблема психологии поведения» и другими мы видим, что исходным фактором для всех динамических изменений, которые происходят у ребёнка, является позитивное социальное развитие его, как личности в обществе. Социализация - это усвоение определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, которые позволяют дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Позитивная социализация - это умение детей взаимодействовать с людьми, выстраивать поведение, учитывая их потребности и интересы. А так как ребёнок, посещающий детское учреждение, большую часть времени проводит в нём, значит среда ДОУ, культура общения между взрослым и ребёнком, между детьми, разнообразие видов деятельности являются основными составляющими в позитивной социализации дошкольника.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Социализация детей дошкольного возраста - это процесс долгий и разноплановый. Исходя из опыта работы, хочется отметить, что основным направлением социализации детей является игровая деятельность. В процессе игры происходит постепенное вхождение ребёнка в общее для всех жизненное пространство, усвоение знаний об окружающем мире, норм общения. Игровая деятельность позволяет расширить социальный мир ребёнка, создать большой простор для проявления его эго. Существует большое многообразие видов игровой деятельности, которые влияют на познавательные способности, коррекцию недостатков развития личности, формирование умения ориентироваться в социальной действительности. В старшем дошкольном возрасте активизируется сюжетно - ролевая игра, появляется разнообразие игр, ролей, игровых действий, различных игровых правил. У детей заметно развивается трудовая деятельность, в таких играх усваиваются элементарные трудовые умения и навыки, узнаются свойства предметов, развивается практическое мышление. Дошкольники учатся планировать свои действия, совершенствуют ручные и умственные операции, воображение и представления. Игра даёт ребёнку возможность моделирования окружающей среды : такие игры как «Магазин», «Больница», «Семья». Во время этих игр воспитанник естественен, активно действует, переживает, придумывает, творит, воображает. Благодаря эмоциональной стороне игры формируется сфера личности. Дошкольник развивается индивидуально, активизируются навыки социального поведения, сотрудничества.
Во время игры дошкольники часто копируют поведение взрослых. В процессе позитивной социализации ребёнка на него оказываются различные влияния со стороны родителей, воспитателей, взрослых. Все эти факторы действуют в одно и то же время. Основным механизмом социализации дошкольника в раннем возрасте служит подражание, которое формируется на основе привязанности к людям. Именно родители и являются моделями поведения для своих детей. Ребёнок в семье учится общению, приобретает первый опыт социализации. Таким образом, одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного сотрудничества с родителями. Родители становятся полноценными участниками воспитательно-игрового процесса, который осуществляется в дошкольном учреждении. Совместные праздники с родителями: «Папа, мама, я - дружная семья», «Мамочка моя любимая» и другие помогают активно социализировать детей и помочь родителям в успешном позитивном воспитании дошкольников.
Анализируя опыт работы воспитателей нашего дошкольного учреждения и опираясь на практический опыт, можно выделить 3 основных условия успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности :
- системное проведение интегрированных занятий, содержащих игровую ситуацию, направленную на социализацию детей;
- предметно-игровая среда должна соответствовать возрасту дошкольника;
-эмоционально-благоприятная атмосфера в группе, содержащая игровую деятельность.
Соответственно, предметно-пространственная среда должна обеспечивать общение и совместную деятельность детей и взрослых, должна быть содержательной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной. Воспитатель, который создаёт адекватную возрасту и особенностям ребёнка предметно-игровую среду, способствует игровой деятельности детей, обогащает её, чем влияет на позитивную социализацию дошкольников. Педагог обязан иметь адекватную социализирующую позицию, которая заключается в атмосфере заботы, доброты, внимания к воспитанникам, выступать для них образцом поведения в обществе. Необходимо сотрудничать с детьми, проявляя это в игровой форме, что положительно влияет на доверительное взаимодействие ребёнка и воспитателя, на его социальное становление. Если педагог включает себя в игру с детьми, то ему нужно проявлять себя с большой аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу. Сотрудничество-общение «на равных», где никому не принадлежит лидирующая позиция- основа успешной социализации.
Как сказал один из наиболее известных русских писателей и мыслителей Л. Н. Толстой: «Детство- это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»[2,с. 184].Таким образом, основным в работе педагога является пересмотр приоритетов профессиональной деятельности. Необходимо ориентироваться не на систему знаний, умений и навыков, а на формирование у дошкольников умения быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, социальное партнёрство и через игровую деятельность помочь старшим дошкольникам социализироваться в обществе.
Для формирования гармоничной личности необходимо помочь социализации ребёнка не только в дошкольном учреждении, но и в семье, а результатом ранней успешной социализации является готовность детей к школе и умение свободно общаться со сверстниками. Дети, которые проявляют коммуникабельность, творчески развиты, имеют свою точку зрения, успешно учатся в школе и имеют много друзей. Кроме того, ФГОС ДО направлен на решение (среди прочих) следующих задач: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие особенностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984.
2. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 3-х т. Под. ред. П. И. Бирюкова – 1982.
3. Н. В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //
Вестник образования России, 2002. - № 6.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)