Лилия Мусатова
Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи старших дошкольников
Формирование и развитие речи является одной из основных характеристик общего развития ребёнка. Дети с нормальным развитием имеют способности к овладению речью. Речь представляет собой главное связующее звено между ребёнком и окружающим миром. Речь для ребенка является самой совершенной формой общения, присущей исключительно человеку.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На сегодняшний день отечественные и зарубежные педагоги, психологи и философы проводят многочисленные исследования в данном направлении.
К основным причинам отставания в речевом развитии детей относятся влияние наследственности и генетики, патологии течения беременности и родов, общее отставание ребенка в психическом развитии.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и на специальных занятиях по речи. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.
Поэтому одновременно с артикуляцией ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.
Воспитание звуковой культура речи осуществляется в процессе всех речевых занятий. Воспитание звуковой культура речи включает формирование правильного звукопроизношения, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.
Среди задач ведущими является формирование навыков правильного звукопроизношения и выработка хорошей дикции.
Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют для воспитателей детских садов значительные трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука.
У воспитанников младшей-средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими.
При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.
Четкое произнесение воспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.
Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном положении, затем в отдельных словах, фразах, в связной речи.
Для фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки слова, а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук.
Такие упражнения даются и форме дидактической игры. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начала, в конце и в середине).
В дидактической игре, например «Найди пару» ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом
Вне занятий воспитатель закрепляет представления детей о слове, его звучании. Для этого широко используются настольные речевые дидактические игры. Они очень привлекают детей. В процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Настольные речевые дидактические игры, дают возможность уделить внимание каждому ребенку.
Используя дидактические игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию, вычислять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук.
Из выше сказанного следует, что наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю воспитывать звуковую культуру речи детей дошкольного возраста.
Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный [11].
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника (Л. С Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, С. Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин).
Содержание дидактической игры – это осуществление, каких- либо нравственных задач.
Структура дидактической игры включает:
1) задачу
2) действие,
3) правила
4) результат, заключение игры
В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактическая цель. Задачи в игре составляет учебное содержание игры. Задачи в игре всегда выражает причину, по которой собственно составлена игра.
Каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного систематического напряжения, умственной работы.
формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей
Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:
1. Познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.
2. Воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям
В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие определенных психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребенка.
Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.
Таким образом, дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересней перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний.