Анна Дмитриева
Игровая деятельность аутичного ребенка
Игровая деятельность аутичного ребенка
Дети с аутизмом любят манипулировать предметами. Через этот этап проходят все дети в раннем возрасте. В норме у детей увлеченность миром вещей уходит на второй план, и в приоритете выступает мир социальных отношений. Аутичные дети надолго застревают на этапе изучения предметного мира. Основной мотив манипуляций с игрушками – привлекательные сенсорные свойства. Это подразумевает, что детей интересуют не игрушки, не сами предметы, а их свойства, например, цвет, текстура, запах, ощущение в руке, звук (падающая неваляшка).
Публикация «Игровая деятельность аутичного ребенка» размещена в разделах
Приведу несколько интересных примеров сенсорных свойств, казалось бы, понятных нам функциональных предметов. Дети с аутизмом при игре с молотком будут просто им стучать, но не имитировать игру в строителя и забивать гвоздик. Кусочки бумаги будут летать, доставляя тем самым удовольствие для ребенка. Мягкие кубики будут раскиданы, потому что ребенку нравится как они летят и распадаются по всей комнате. Из пластилина помимо лепки и ощущения мягкости и пластичности в руке, детям захочется попробовать его на вкус, что также является вычленением сенсорных свойств пластилина. Обычные баночки и пустые пузырьки, и флаконы также будут интересны в плане ощущений для рук и чувства наполненности кисти ребенка. Из всех этих примеров следует, что дети не используют все эти предметы функционально. Действия, которые может дать этот предмет или с него помощью не привлекают ребенка. Но из-за того, что дети с аутизмом хорошо выделяют различные сенсорные свойства, то можно придумать много сенсорных игр для развития.
Сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития игры ребенка. В следствие нарушенных связей ребенка с миром, ребенку с аутизмом не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Взятие на себя роли и действия с ней затруднено и часто требует развития и коррекции. Также затруднено использование предметов – заместителей (руль, кружка, ранка). Для развития и формирования сюжетно – ролевой игры и ее элементов необходима долгая работа.
Стереотипная игра – присутствует у детей с аутизмом. Это может быть одна или несколько игр. Особенности такой игры заключаются в том, что цель и логика игры непонятны для окружающих, играет только один участник, то есть сам ребенок. Так же для игры характерна повторяемость, игра проигрывается много раз одними и теми же действия. Стереотипная игра неизменна, она остается одинаковой всегда с одинаковыми действиями и с одинаковыми игрушками, также игра является длительной, может проигрываться годами.
Стереотипная игра для ребенка является комфортной ситуацией, внутри которой он спокоен. Также такую игру модно применить в случае появления у ребенка дезадаптивного поведения, игра поможет вернуть ребенка в уравновешенное состояние.
Развитая разнообразная игровая деятельность дает ребенку с аутизмом возможность узнать окружающий мир и стать с ним более дружелюбным, поможет стать ребенку более активным в своем познании мира, появится возможность перейти к следующему этапу обучения, где у ребенка сформируются знания окружающего и предметного мира, поведение ребенка, навыки контроля над эмоциями, возможен ввод правил и запретов, развитие речи.