Галина Скобина
Игротренинг «Силу мышц мы укрепляем — речь и ум мы развиваем» Подготовка к обучению грамоте для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игротренинга для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Фамилия, имя, отчество педагога: Скобина Галина Игоревна
Должность: инструктор по физкультуре
Тема занятия: Игротренинг: «Силу мышц мы укрепляем – речь и ум мы развиваем!» Подготовка к обучению грамоте. Звук Х.
Возраст детей: 5-7 лет
Публикация «Игротренинг „Силу мышц мы укрепляем — речь и ум мы развиваем“ Подготовка к обучению грамоте для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Примерная комплексная образовательная программа ДОУ: Примерная общеобразовательная программа воспитания и развития детей «Детство»/Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др.
Приоритетная образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи приоритетной образовательной области: ОО «Физическое развитие»: Развивать координацию движений в сочетании с речью, крупную и мелкую моторику рук, скорость реакции, сосредоточенность и внимание. Совершенствовать навыки разных видов ходьбы и бега. Закреплять умение детей быстро выполнять перестроения в шеренгу, круг, колонны, пары. Продолжать упражнять детей в освоении умения владеть мячом - броски в парах, по кругу. Развивать физические качества: силу, ловкость, выносливость, гибкость, равновесие в упражнениях на спортивном комплексе, полосе препятствий, играх.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей: ОО «Речевое развитие»: Тренировать способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию; быстроту мышления; Закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха. Совершенствовать навык слогового анализа слов. Тренировать умение в составлении предложений. Работать над силой голоса и чёткостью произношения. Расширять словарный запас - активизация словаря – звук Х.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Улучшать психологическую атмосферу, способствовать формированию общительного человека, владеющего словом и телом, умеющего слушать и понимать своего партнера. ОО «Познавательное развитие»: способствовать развитию интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации; способствовать формированию познавательных действий, становлению самосознания.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: способствовать становлению эстетического отношения к предметам окружающего мира, красоте движений.
Планируемые результаты:
Целевые ориентиры: Свободное владение своим телом в разных видах спортивных движений. Развитая координация движений в сочетании с речью. Владение чистой, выразительной речью, формирование предпосылок грамотности.
Предпосылки УУД: умение принимать и осмысливать поставленную цель, выбирать соответствующие средства для достижения поставленной цели, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Цель для детей: Овладение навыками разных видов ходьбы и бега. Закрепление умения детей быстро выполнять перестроения в шеренгу, круг, колонны, пары. Совершенствование умения владеть мячом - броски в парах, по кругу; владеть клюшкой; выполнять упражнения на спортивном комплексе. Овладение способами и приемами работы с карточками и схемами; усвоение новых слов – обогащение активного словаря, формирование фонематического слуха, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.
Оборудование: спортивный комплекс, скамьи, дуги, наклонные горки, кубы, мячи на подгруппу, карточки с картинками на 1,2,3 слога, колечки по количеству детей, обручи трёх размеров на 2 команды; картинки ГУСЬ ХО-ХО- тун, лягушка ХА-ХА-тушка, мышка ХИ-ХИ-шка; 2 кубика с буквами А, О; карточки для пропевания гласных; схемы для бега; лестница достижений и «спортивные человечки» - фигурки для рефлексии.
Предварительная работа: согласование темы с логопедом и воспитателем, подбор речевого материала и игр, разучивание слов и действий; систематическая НОД по физическому развитию с детьми с ОНР; систематическая НОД по ЗКР, обучению грамоте воспитателями и логопедами в группе.
Используемые технологии: вибромассаж, игровой самомассаж БАТ (биологически активных точек); пальчиковая и суставная гимнастика; элементы логоритмики – речетативы, хлопки; дыхательная гимнастика; упражнения с мячом с озвученным выдохом; игра «ЭХО»; подвижная игра с речевым сопровождением; релаксация; рефлексия.
Активизация словаря: придумывание слов со звуком Х и составление предложений
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность педагога Деятельность воспитанников
Создание условий для мотивации детей Инструктор приветствует детей.
Инструктор: Ребята, я знаю, что вы в группе сейчас выучили ещё одну букву (звук). Какую? (Х – ХА) Я попрошу вас сейчас, когда мы будем заниматься, если вы услышите новый звук, выделяйте его голосом. Хорошо?
Инструктор: Попробуем!
Упр-е на дыхание: «ПетуХ».
Крыльями взмахнул петуХ - ВсеХ он разбудил вокруг!
Инструктор: Ну, что ж, петуХ нас разбудил, пора и поразмяться.
Речёвка с прохлопыванием и протопыванием слогов.
Инструктор подаёт сигнал (гудок поезда).
Солнышко светит, облака плывут
Поезд наш едет: чух – чух –чух…. (20 сек) – круговые движения согнутых рук с боков (с изменением темпа).
Инструктор подаёт гудок - Приехали: переходим на машину.
Ехали мы, ехали, до ямы доехали
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до горы доехали,
В гору въехали,
с горы съехали,
Дальше поехали.
К дому подъехали,
В ворота въехали,
Вот и приехали!
Дети заходят в зал, строятся в шеренгу. Приветствие.
Дети: Хорошо.
На вдохе поднять руки через стороны вверх, на выдохе – вниз, хлопать по бёдрам и кричать КУ - КА - РЕ – КУ (1-3 раза)
Спорт нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам даёт.
Он нам мышцы развивает.
На рекорды нас зовёт!
Крепче руки, шире плечи
Я уже дышу ровней
От зарядки и закалки
Буду крепче и сильней!
В первом куплете дети топают. Во втором хлопают.
Солнышко - ходьба на носках сжимая и выпрямляя пальцы рук вверху. Облака - движение ладонями вправо – влево. Поезд – круговые движения рук с боков с проговариванием ЧУХ–ЧУХ с ускорением и замедлением.
Ходьба ритмичная, на машину сели: дети изображают руль в руках и произносят слова.
- Ходьба - Руки «держат руль».- «Обойти яму»
- Ходьба - Руки «держат руль».
- На носочки подняться (в гору) – руки выше
- Опуститься (с горы)
- Замок над головой вытянутыми руками
- опустить замок
Хлопки в ладоши
Актуализация имеющихся у них знаний Инструктор: какой звук вы слышали много раз …., в каких словах?
Инструктор: А приехали мы не просто к дому, а к теремку.
Но на двери весит замок!
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили, (вместе с детьми)
Постучали и открыли!
А вот и жители теремка: лягушка ХА-ХАтушка; Мышка ХИ-ХИшка; гусь ХО-ХОтун.
Инструктор: А ещё с ними жил зайчик, который очень боялся оХотника. Кого боялся зайчик? Давайте покажем.
Самомассаж БАТ «Вышел зайчик погулять»
1.2.3.4.5 –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Но охотник не попал,
Зайка ловко убежал!
- А как вы думаете, ВСЕ звери в лесу бояться охотников?
- Как же им спастись?
Инструктор комментирует: бегут они между деревьями и кустиками, запутывают следы…. Вдруг выстрел с другой стороны (удар в барабан или свист).
Инструктор: Ну, что же, все спаслись, все отдышались.
Можно и поиграть.
Игра «Эхо»
Собирайся, детвора!
Начинается игра.
Бей в ладоши веселей!
Да ладоши не жалей!
Сколько времени сейчас?
Сколько будет через час?
И неправда! Будет два.
Думай, думай, голова!
Как поёт в селе петух?
Да не филин, а петух!
Вы уверены, что так?
А на самом деле как? Дети отвечают: звук Х, в словах - ехали, подъехали, заехали, съехали, объехали, доехали, поехали.
Руки сцеплены в замок
Пытаться «разорвать» замок (кисти)
Крутить сцепленные кисти
Стучать сцепленными руками (предплечья вниз)
Дети выполняют движения, произнося соответствующие слоги.
• Лягушка прыгает, широко расставив ноги и руки:– ХА –ХА….
• Мышка бежит семенящим бегом и пищит- смеётся: ХИ-ХИ-ХИ….
• Гусь - ходьба гусиным шагом (в полном приседе): ХО-ХО-ХО….
Дети отвечают – оХотника.
- Поочерёдно соединять пальцы рук
- Сделать руками 2 козырька на лбу и двигать ими врозь и навстречу друг другу
- Большим пальцем захватить все пальцы, кроме указательного. Указательным пальцем водить вверх – вниз с боков носа.
- Показать – «ушки» - указательный и средний пальцы – остальные зажаты. Затем поставить их так, чтобы один палец был перед ухом, а другой за ухом.
- Загибать и отпускать уши
- Пальцами рук быстро тереть по ушам
- Ответы детей.
- надо быстро бегать и запутывать следы
Бег со сменой ведущего и направления (за первым, по сигналу – за последним).
Ведущий может бегать, как хочет – с любыми поворотами. Ходьба.
Упражнение на дыхание «Молодцы»
Дети поднимают руки вверх – вдох, на выдохе сказать МО-ЛОД-ЦЫ, хлопая себя по бокам.
Дети вторят Эху, повторяя три раза последний слог с понижением громкости
Ра – ра - ра
Ра – ра - ра
Лей-лей-лей
Лей-лей-лей
Час – час – час
Час – час – час
Два – два – два
Ва – ва – ва
Ух – ух – ух
Ух – ух – ух
Так – так – так
Как - как- как
Открытие детьми нового знания (способа действия) Инструктор: мы прибыли на станцию «Ловкие грамотеи». Прошу всех разделиться на пары и взять один мяч на пару. Я вижу здесь карточки – задания.
«Поющие мячики»
1. По мячу сперва стучу, а потом его качу.
Инструктор произносит сочетание гласных звуков. ААОООО. Показывает карточку. Последний звук произноситься длительно. Следующий звук ООУУУУ.
2. Ах и Ох мы слышим звук, развиваем ловкость рук
Затем инструктор предлагает поделиться на команду АХ и ОХ. Объясняет задание.
• По сигналу бросают друг другу мяч снизу, громко произнося: - одна команда АХ, другая команда ОХ.
• По сигналу бросают друг другу мяч ударом о пол, произнося громко на выдохе: ХА, ХО. И. п. стоя мяч внизу, поднять мяч вверх – вдох; с громким выдохом ХА или ХО– мяч бросить о пол в направлении партнёра.
Инструктор: Молодцы. А вот следующая карточка – задание. Схема - Игра с передачей мяча в кругу
«Мяч передавай – слово называй!»
Перестроение в пары по желанию детей.
Дети стоят парами лицом друг к другу на расстоянии 4-5 м.
Первые два звука сопровождаются ударами по мячу ладошкой. Пропевая третий звук, ребёнок катит мяч партнёру подчёркнуто плавно.
Упражнение выполняется по 4 раза.
Дети так же стоят в двух шеренгах напротив друг друга.
• Дети выполняют задание по свистку
• Дети выполняют задание, начиная с вдоха
Дети стоят по кругу. По команде начинают передавать (перебрасывать) мяч друг другу, называя слова со звуком Х.
Затруднения ситуации Игра «Танцуем, играем – предложения составляем!»
Инструктор объясняет условия игры: Дети врассыпную двигаются по залу. По сигналу быстро занимают места тройками около колечков – жёлтого, красного и зелёного цвета. Тот, кто занял место около красного колечка – будет называть короткое слово (Я, МЫ, ОНИ); кто занял место около жёлтого колечка, называет слово со звуком Х; тот, кто занял место около зелёного колечка, посовещавшись с друзьями, называет предложение. Например: Мы, халаты – мы одели халаты.
Инструктор: А теперь прошу всех подойти ко мне в круг и посмотреть следующее задание. Что на картинке? Как вы думаете, что нужно сделать?
(На картине ребёнок с увеличительным стеклом, под которым видно букву Х, а рядом спортивные атрибуты.)
«Где звук в спортзале найдёшь,
туда заниматься и пойдёшь!»
Где Звук Х можно найти?
С помощью воспитателя дети делятся на группки и выполняют задания.
Через 2-3 минуты инструктор подаёт сигнал на окончание выполнения задания и все выходят в центр зала.
• Инструктор задаёт вопросы – кто чем занимался?
• Хоккеистов просит показать букву Х с помощью клюшек.
Дети выполняют всё согласно правилам игры.
Игра повторяется 2-3-раза.
• Дети собираются в круг к инструктору.
Дети отвечают: ….
• Ходьба по рукоХоду, Хват на канате, шесте, кольцах
• Игра в Хоккей
• Ходьба по полосе препятствий (Ходьба по скамье, по горкам; ходьба между конусами, ходьба с перешагиванием препятствий)
• Крутить ХулаХуп (обруч)
Дети кратко отвечают.
Хоккеисты показывают букву Х клюшками.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний детей Инструктор: А теперь ещё одно сложное задание.
Эстафета «Ловкие грамотеи»
В маленькое колечко (обруч) нужно положить карточку с картинкой, в названии которой один слог (пух, мяч). В средний обруч, картинку в названии которой два слога (пе-тух). В самый большой обруч положить картинки, название которых состоят из трех слогов (ска-кал-ка).
Инструктор вместе с детьми анализируют результат эстафеты. Несколько слов прохлопывают, проверяя количество слогов.
Инструктор: Ну, вот и все самые трудные задания выполнены, можно немного и поиграть. Предлагаю - П/игру: «Уродился горох»
Дети строятся в круг. Водящий в центре круга.
• Вместе вспоминают правила для игр в ловишки.
Инструктор: А теперь немного отдохнём.
Релаксация «Мы умеем отдыхать»
1.2.3.4.5. –
Мы умеем все считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
(Спокойная музыка)
Дети строятся в две колонны. Перед ними по три разного размера обруча (колечка). На расстоянии 4-5 метром напротив каждой команды на подносах (столиках) лежат карточки с картинками. Дети поочерёдно добегают до столиков, берут одну карточку и кладут её в нужный обруч в зависимости от количества слогов
(эстафета проводится 1 раз)
Дети идут хороводом и говорят слова:
ОХ, ОХ, ОХ, ОХ - Уродился горох
Круглый да гладкий - Вкусный да сладкий
ОХ, ОХ, ОХ, ОХ - Раскатился горох!
Ты попробуй, найди - И горох собери!
Разбегаются, ловишка догоняет. Кого он поймал, становятся на скамейку – в стручок.
• Соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца
• Хлопки в ладоши
• Убрать руки за спину
• Выпрямиться
Вдох и выдох 3 раза (на выдохе тянуть тихо звук ХХХ)
Осмысление, рефлексия Вот и закончилось наше путешествие с буквой Х. Заданий было много. Если у вас всё получалось, то возьмите изображение весёлого жёлтого смайлика, а если было вам трудно, что-то не получилось - зелёного, а если ничего не получилось и было очень трудно - то возьмите чёрного, грустного смайлика. А теперь поместите его на нашу лестницу успеха. Я благодарю вас за работу и прощаюсь. Дети оценивают свое состояние в процессе занятия, используя спортивных человечков – смайликов и лестницу успеха.
Выход под весёлую музыку.
b][/b]