Ирина Рудакова
Игротренинг с родителями: «Педагогические конфликты. Причины возникновения. Способы разрешения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- познакомить с понятием «педагогические конфликты»;
- развивать навыки гибкого и доброжелательного отношения в общении с собственными детьми и воспитателями;
- выработать навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций;
- способствовать установлению контактов между участниками педагогического процесса.
I. Вступление:
Публикация «Игротренинг с родителями: „Педагогические конфликты, Причины возникновения, Способы разрешения“» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемые родители. Конфликт в психологии определяется как «противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновение самих оппонентов». Несмотря на общую для всех конфликтов природу происхождения, педагогические конфликты имеют свои особенности и характерные причины. Особенность педагогических конфликтов заключается в том, что участники конфликта имеют различный социальный статус (педагог, воспитатель, родитель, воспитанник, чем и определяется их разное поведение в конфликте; присутствие других воспитанников при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает для них воспитательный характер; всякая ошибка воспитателя, родителя при разрешении конфликтной ситуации порождает новые ситуации и конфликты; и бесспорно, что любой конфликт легче предупредить, чем успешно разрешить. Сегодня мы поразмышляем над данной проблемной ситуацией, проведём и проанализируем различные игровые ситуации.
II. Психологическое вхождение
Упражнение «АПЧХИ»
Участники делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе даё тся задание: громко крикнуть определённое слово («спичи», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик»). Проводится репетиция: каждая группа по отдельности чётко произносит своё слово. Затем, по сигналу ведущего, все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получится «апчхи», на что психолог отвечает: «Будьте здоровы!». Успех чихания зависит о того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.
Упражнение «Кто это?»
Проводится для создания более комфортной обстановки общения между воспитателями и родителями, между самими родителями. Родителям предлагается внимательно посмотреть друг на друга. Закрыть глаза и постараться представить наиболее запомнившееся лицо. Открыть глаза. Одному из родителей предлагается описать кого-либо из присутствующих, не называя его. Все родители определяют, кому принадлежит такая характеристика. Если они затрудняются в выполнении задания, можно предложить кому-то из воспитателей дать образец описания человека. После этого упражнения родителям, сидящим рядом, предлагается посмотреть друг на друга и сказать комплимент.
III. Диагностика
Закончите предложения:
1. Самым важным в воспитании детей я считаю…
2. Качества проблемного ребёнка…
3. Мне кажется, что моему ребёнку нравится…
4. Мне кажется, что моему ребёнку не нравится…
5. Я бы хотела поговорить с воспитателями…
6. Я готова помочь воспитателям….
IV. Основная часть.
1. Педагогическая ролевая игра «Папа, одень меня!»
Роль 4-5 летнего ребёнка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решить эту ситуацию путё м моделирования собственного поведения:
«Папа, почему ты меня не целуешь, когда приходишь забирать из детского сада?
Одень меня.
Сначала застегни мне сапожки. Я не умею застёгивать пуговицы.
А где моя шапка, завяжи мне.
А ты купишь мне шоколадку?»
В зависимости от поведения родителя воспитатель-«ребёнок» импровизирует, показывая как обычно ведут себя дети, возвращаясь с папами и мамами из детского сада.
После выполнения задания родителям предлагается ответить на вопросы:
Что вы почувствовали?
Как реагируете на подобное поведение родителя в данной ситуации?
2. Педагогическая ролевая ситуация «Мама, посмотри, как я нарисовала!»
Родителям предлагается проиграть ситуацию: Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь к Вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри, как я нарисовала!»
Помогает разыгрывать ситуацию воспитатель в роли ребёнка. Затем проводится анализ поведенческих образцов родителей.
3. Педагогическая игра «Случай в троллейбусе»
Когда разыгрывается мини-сценка, группе родителей из 5-6 человек предлагается подготовить и разыграть ситуацию на тему «Воспитатели глазами родителей»
В центре зала расставляются стулья, и желающим родителям предлагается «сесть в троллейбус». Входит мама с ребёнком и… Родители должны в этой ситуации вести себя так, как бы они повели себя в реальной ситуации.
Ребё нок: Мама, где я сяду?
Мама (с вызовом) : Ты же видишь, мест свободных нет. Ничего, постоишь.
Ребё нок: Нет, я хочу у окошка, здесь не хочу, хочу с той стороны. Мама, а где ты сядешь?
Мама: Если хочешь, я возьму тебя на колени.
Ребё нок: Нет, не хочу одна. (Мама пробует рядом с ребёнком на сиденье поставить сумку, ребёнок отталкивает)
Ребё нок: Не хочу, мешает, шуба мешает. (Сползает вниз, капризничает)
Мама: Сядь, посмотри в окошко.
Ребё нок: Мама, дай «жувачку». Хочу «жувачку»! (Ребёнок становится коленками на сидение и внимательно рассматривает сзади сидящих пассажиров. Когда поворачивается, задевает сапогами одежду рядом сидящего пассажира)
Ребёнок импровизирует в зависимости от поведения «пассажиров-родителей» до тех пор, пока родители не войдут в роль и по-своему отреагируют на поведение ребёнка.
4. Упражнение «Сказка»
Родителям предлагается нарисовать себя, затем детей в образе сказочных персонажей. А затем рассказать, кем они представляют себя и других, и есть ли сюжет в этой сказке или это герои разных сказок и они между собой никак не взаимосвязаны.
Предлагаю вам памятку-рекомендацию «Хороший родитель»
1. Хорошие родители принимают детей такими, как они есть.
Дети должны чувствовать, что их любят и принимают со всеми их особенностями, без всяких «если бы.» и «но.». Родителям следует серьезно относиться к взглядам, мнениям и интересам своих детей. А для этого их надо внимательно слушать.
2. Хорошие родители умеют проникнуться интересами своего ребенка.
«Надо уметь влезть в туфли ребенка», – говорит американская пословица.
3. Хорошие родители – надежная защита для ребенка.
Дом, где детей любят, где родители излучают спокойствие и уверенность, придерживаются последовательности в воспитании, – это и есть защита для ребенка.
4. Хорошие родители предоставляют ребенку разумную свободу.
«Дети, находящиеся под гиперопекой матери, столь же несчастливы, как и заброшенные дети», – утверждает профессор Петер Штрук.
Идеальных родителей не бывает. Как не бывает идеальных людей, а родители ведь тоже только люди. Люди делают ошибки, и делают их каждый день. Американский психолог Анжелика Бланк считает так: «Представьте себе весы. Вы можете что-то делать неправильно, вы можете совершать ошибки. И это лежит на одной чаше весов. А на другой чаше – любовь, интерес, дружба, умение найти правильные слова. У хороших родителей это чаша весов обычно перевешивает».
5. Упражнение «Самый трудный воспитатель, самый «приятный» воспитатель.
Родителям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет воспитателя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства.
Затем создаётся портрет того воспитателя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Обсуждение:
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет воспитателя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие воспитатели?
2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Были ли у Вас в практике такие воспитатели?
3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми воспитателями, которые Вам неприятны?
4. Напишите положительные и отрицательные качества воспитателей.
6. Упражнение «Список претензий к воспитателям»
Инструкция:
Ведущий: Вы ежедневно общаетесь с воспитателями. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции. Давайте проанализируем наше «недовольство» воспитателям. И назовём список претензий, которые должны быть чёткими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии воспитателя (анонимно). На работу отводится до 10 минут. Психолог подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, нужно помнить, чем они нас не устраивают.
На втором этапе участники объединяются в микрогруппы но 4-5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают воспитатели.
Обсуждение:
1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?
3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?
7. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»
Процедура выполнения:
«Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одними из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении.
Родителям предлагается подумать и определить, что общего и различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость». Их просят привести примеры ситуаций общения с воспитателями, в которых они проявили бы терпение и терпимость.
Родителям необходимо вспомнить ситуации, когда им пришлось столкнуться с точкой зрения, с которой они были полностью не согласны: например, что необходимо приводить детей до 9.00., приходить на утренники в бахилах, выходить гулять на улицу, когда – 15, пользование горшками…и другое
Свою позицию родитель должен проанализировать по следующему алгоритму:
-принять чужое мнение как своё собственное, попытаться усвоить логику и исходные основания, на которых оно строится;
-вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам;
- скорректировать своё мнение, утверждая его сильные стороны;
- найти общее в своём и чужом мнении;
- признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым Вы не согласны, отказаться от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления.
Затем родители определяют, что такое терпимость к другому человеку.
Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-то раздражает, или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости.
-нужно уметь сдерживать свои отрицательные эмоции;
- нужно попытаться изменить своё негативное отношение.
Обсуждение:
1. Что в этом упражнении было для Вас самым трудным?
2. Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающих с Вашими?
V. Релаксация.
«Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжёлыми руками). Повторить игру с песком 2-3 раза.
VI. Рефлексия.
Отметка на мишени «Обратная связь»