Елена Жалыбина
Консультация для родителей «Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры!»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это ведущий вид деятельности у детей.
Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.
Публикация «Консультация для родителей „Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры!“» размещена в разделах
Как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
до 3-х лет:
- Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
- Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти)
- Усложняйте правила игры, появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие, накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
- У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало – в игре отсутствует диалог.
3-4 года:
- Чем больше ребенок будет знать предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут в дальнейшем его игры. А самих таких предметов (как и во взрослой жизни) может быть великое множество.
- В три-четыре года начинается возраст «почемучек». Ребенок часто задает новый вопрос, даже не дослушав ответ на предыдущий. Это связано с тем, что он интенсивно начинает познавать мир. Начинает интенсивно развиваться и играть.
- Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра остается непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать события. Например, девочка играет роль «мамы», а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол и тут входит настоящая мама, которая входит в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой». «Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает о чем-то («как дела?»). «Мама» предлагает выпить вместе чай, так как у нее «накрыт стол». – Так возникают первые диалоги, и усложняется игра.
В какие же игры стоит играть с ребенком 3 – 4 лет?
Нужно начинать с простого. Здесь следует обратить внимание на то, что окружало ребенка до прихода в детский сад. Прежде всего, конечно, это семья. В сюжетно-ролевой игре «Семья» ребенок начинает понимать свое значение в семье. В игре он может выполнять роль мамы, которая варит суп и кормит своего ребенка. Для этого необходимо иметь модель плиты и кастрюльки, куда можно положить какую-либо игрушку и из неё варить суп. Затем он накрывает на стол, ставит тарелку с супом и ложку и начинает кормить куклу Катю.
Ребенок в возрасте 3 – 4 лет посещал и больницу. Можно с ребенком поиграть и в эту сюжетно-ролевую игру. Действия ребенку уже знакомы: мама приводит ребенка в больницу, доктор осматривает горло, слушает фонендоскопом, спрашивает «Где болит?», выписывает лекарство. В роли пациентов могут выступать любимые куклы, мишки и зайчики.
Нравится малышам и игра - парикмахерская. Детям нравится, когда все обращают внимание на их прическу, стрижку. Именно сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» вызывает большой интерес у детей. Дети с удовольствием берут в руки фен, ножницы, бигуди, зеркальце, любят причесывать маму, бабушку, своих кукол.
Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра учит нас :
- говорить с ребёнком на его языке;
- преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
- любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
- смотреть на себя со стороны глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих :
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- доверять друг другу.